Исходное состояние и необходимость реформ
В Нижегородской области функционирует 8201 учреждение социальной сферы с общей численностью работающих 215 тыс. человек. Современное состояние и развитие отраслей социальной сферы области характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:
- имеющейся широко разветвленной сетью учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;
- несоответствием существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения;
- ограниченностью финансовых средств на содержание сети и поддержание материально-технической базы.
Из областного бюджета финансируется 494 государственное учреждение социально-культурной сферы, с общей численностью работающих 36 тыс. человек, в том числе:
193 учреждения образования;
75 учреждений здравоохранения и физической культуры;
19 учреждений культуры и искусства;
207 учреждений социального обеспечения.
Расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы и проведение мероприятий за 2004 год составили 2242 млн. рублей. В 2005 году на содержание указанных учреждений и мероприятий израсходовано 4382 млн. рублей.
Финансирование учреждений социально-культурной сферы осуществляется исходя из существующей сети бюджетных учреждений без учета конечных результатов деятельности и качества предоставляемых бюджетных услуг.
Затратный метод финансирования не позволяет эффективно использовать бюджетные средства, не стимулирует повышение качественного уровня оказываемых населению области бюджетных услуг и не создает стимулов у руководителей бюджетных учреждений. Существенную роль в повышении эффективности бюджетных расходов должен сыграть переход к использованию бюджетных средств в зависимости от фактических результатов предоставления бюджетных услуг. С этой целью должна быть проведена работа по выявлению бюджетных учреждений, готовых к преобразованию в другие организационно-правовые формы, созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, установлению стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг.
Правительством Нижегородской области в рамках реализации мероприятий Программы оптимизации расходов социальной сферы Нижегородской области на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 августа 2002 года № 201, был проведен анализ возможности перевода государственных учреждений в форму негосударственных организаций. При этом был выявлен ряд учреждений, с большой долей (более 50%) доходов от предоставления платных услуг. На текущий момент ни одно государственное учреждение области не переведено в форму негосударственной организации.
Государственные образовательные учреждения в соответствии с пунктом 13 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" разгосударствлению не подлежат.
Государственная система здравоохранения Нижегородской области на 1 июня 2006 года состоит из 2 областных и 40 специализированных больниц, в том числе психиатрические, туберкулезные, наркологические и онкологические диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, диагностический центр и центр планирования семьи, станция переливания крови, туберкулезные санатории, дома ребенка и детские санатории.
Анализ финансирования учреждений здравоохранения за 2003-2005 годы показывает, что доля платных услуг составляет порядка 10% от общих расходов на здравоохранение. В связи с тем, что государственные учреждения здравоохранения оказывают специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, перевод их в негосударственную форму признан Правительством Нижегородской области нецелесообразным.
В Нижегородской области есть опыт привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг населению. В рамках реализации областной целевой программы по социальной поддержке инвалидов на 2003-2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2002 года № 279, общественной организацией "Забота" на основании договора оказывались реабилитационные услуги.
Возможность перевода учреждений социальной защиты населения в негосударственный сектор требует изучения спроса населения и уточнения перечня бюджетных услуг.
В сфере культуры основные проблемы связаны со значительным износом фондов учреждений культуры, клубов, библиотек, особенно в сельской местности. Ухудшается состояние архивной службы и библиотечных фондов. Недостаточное финансирование сдерживает внедрение новых технологий в хранение, учет и использование архивных документов.
В условиях бюджетного дефицита для увеличения качества и количества пользующихся спросом у населения бюджетных услуг особую роль играет достижение оптимального уровня соотношения затрат на социальные цели, то есть соотношение затрат государства, непосредственно доходов граждан и предпринимателей, как потребителей бюджетных услуг.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
На первом этапе реализации Программы будет проведена оценка возможности перевода существующей сети бюджетных организаций учреждений, предоставляющих социальные услуги, в иные организационно-правовые формы.
В дальнейшем нормативным правовым актом Нижегородской области будет утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями.
На втором этапе реализации Программы будет утвержден порядок и план перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций; разработана форма типового государственного контракта.
Утверждение порядка, плана перевода и формы типового государственного контракта обусловлено необходимостью определения правовой формы деятельности новых негосударственных учреждений и порядка ликвидации государственных организаций, с учетом возможных изменений правовых норм, регламентирующих деятельность автономных учреждений.
В качестве эксперимента предполагается провести перевод части государственных учреждений социальной защиты и культуры в форму негосударственных организаций. Итоги эксперимента будут опубликованы в СМИ и сети Интернет.
Реализация данного направления реформирования позволит повысить качество предоставляемых бюджетных услуг и обеспечить экономию бюджетных средств за счет повышения эффективности их использования.
Альтернативные варианты и возможные риски