Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

3. Проблемы, ограничивающие развитие отрасли радиоэлектроники и
приборостроения Нижегородской области

Как видно из предыдущих разделов предприятия и организации отрасли радиоэлектроники и приборостроения Нижегородской области сохранили свой потенциал и способны выпускать сложную наукоемкую продукцию, однако отрасли присущи проблемы, которые в целом схожи с проблемами всей экономики страны в целом. Наиболее критично, здесь - это потеря конкурентоспособности на рынке производимой продукции. Во многом это обусловлено отсталостью и неразвитостью на должном уровне технологической базы, уменьшением количест-ва квалифицированных кадров и естественно недостаточным уровнем инвестиций.

Основные проблемы, препятствующие развитию отрасли радиоэлектроники  и приборостроения:

     1. Изношенность основных фондов

В настоящее время одной из основных проблем отрасли является необходимость скорейшего технического перевооружения производственных мощностей для выпуска продукции на инновационной основе, способной конкурировать с импортными товарами, и поиск необходимых для этого инвестиционных ресурсов. В связи с недостаточными объемами инвестиций основные производственные фонды отрасли в значительной мере устарели - в целом их износ превысил 60%. Дальнейшее старение основных производственных фондов уже привело к невозможности производства ряда образцов В и ВТ и снижению уровня разработок.

Изношенность основных фондов и особенно их активной части приводит к ослаблению конкурентоспособности промышленных предприятий, не позволяет снижать издержки производства и, в результате, приводит к снижению эффективности производства и сокращению возможностей для развития. В последнее время тенденция снижения конкурентоспособности отечественного производства усугубляется укреплением рубля при одновременном усилении инфляции, что даёт преимущества для импорта.

2. Низкий  уровень финансирования инновационной составляющей по созданию и обновлению продуктовых направлений.

3. Отставание отечественной элементной компонентной базы.

4. Низкий уровень кооперационных и технологических связей предприятий. Не развит рынок контрактных производств в интересах предприятий РЭК.  Практически неразвит аутсорсинг.

5. Высокий уровень конкуренции с передовыми зарубежными фирмами на российском рынке.

6. Кадровая проблема.

Отрасль радиоэлектроники и приборостроения понесла большие кадровые потери и остро нуждается в восполнении научных и производственных коллективов, за последние 10-12 лет утрачено большинство высококвалифицированных кадров 30-40 летнего возраста.

По данным за 2005 год в научных организациях доля занятых в исследованиях и разработках в возрасте до 30 лет в среднем составляла лишь 8,0%, в то время как для обеспечения сменяемости поколений их доля должна составлять хотя бы 25%; доля работающих в возрасте свыше 49 лет составляла 46,5%; среди работников наиболее трудоспособного возраста (30 - 49 лет) 53,6% основную часть составляют женщины; 78,7% кандидатов и докторов наук находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте.

7. Содержание мобилизационных мощностей.

Содержание мобилизационных мощностей для предприятий (организаций) сектора является убыточным. Заявленная потребность на содержание законсервированных мобилизационных мощностей, мобилизационного резерва и проведения мероприятий мобилизационной подготовки обеспечена бюджетным финансированием приблизительно на 5%. Отдельные предприятия (организации) используют мобмощности для производства гражданской продукции, что с одной стороны приводит к износу задействованного оборудования, с другой позволяет использовать льготное налогообложение мобилизационных мощностей.

Несмотря на указанные отрицательные факторы, предприятия сохранили значительный научный и производственный потенциал, испытательную базу, развитую инфраструктуру, позволяющие обеспечивать выполнение основных задач, возложенных на предприятия отрасли по разработке и производству военной и гражданской продукции.