Промышленность Нижегородской области имеет многоотраслевую структуру. Ключевой отраслью промышленности, во многом определяющей динамику экономического развития области, традиционно является машиностроение и металлообработка, на долю которого в 2001-2004гг. приходилось 42-44 процента общего объема промышленного производства области. По состоянию на 01.01.2005 в отрасли функционировало 160 крупных и средних предприятий различных форм собственности, на которых было занято 187.8 тыс. человек (54% от всех занятых в промышленности региона) и сосредоточено 41269.3 млн. рублей основных промышленно-производственных фондов (далее-ОПФ) (32% от общей стоимости ОПФ областной промышленности). Отрасль относится к экспортоориентированным отраслям промышленности при наиболее значимых статьях - автобусы, грузовые и легковые автомобили.
Доля автомобильной промышленности в объеме производства машиностроения и металлообработки составляла 73-74 процента, при этом в отрасли действовало порядка 30 крупных и средних предприятий. В 2004 году предприятия автомобилестроения региона выпустили 62 процента произведенных в России грузовых автомобилей, 65 процентов автобусов, 5 процентов легковых автомобилей. По производству грузовых автомобилей и автобусов Нижегородская область - лидер в Приволжском федеральном округе и России.
Таблица 1
Показатели деятельности отрасли "автомобилестроение"
Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2004 г./ 2001 г. |
Доля отрасли в промышленности, % | 32.0 | 31.1 | 30.9 | 31.8 | |
Объем производства | 37 294.2 | 42 167.3 | 52 425.9 | 65 483.5 | |
темп роста | 99.4 | 113.3 | 124.3 | 125.4 | 176 |
Индекс физического объема производства (ИФО), % | 85.7 | 103.0 | 102.3 | 110.2 | 116.1 |
Сальдированный финансовый результат | 1 012.6 | 2 240.7 | 1 683.6 | 1 762.6 | |
темп роста | 221.3 | 75.1 | 104.7 | 174.1 | |
Количество убыточных предприятий (ед.) | 6 | 4 | 8 | 9 | 150.0 |
в % к общему числу предприятий отрасли | 25.0 | 16.7 | 26.7 | 30 | |
Инвестиции в основной капитал | 924.1 | 987.9 | 1 805.7 | 1 242.4 | |
темп роста | 106.9 | 182.8 | 68.8 | 134.4 | |
Среднемесячная заработная плата (руб.) | 3 165.7 | 4 578.6 | 5831.2 | 7 270.7 | |
темп роста | 161.2 | 144.6 | 127.4 | 124.7 | 229.7 |
Численность (тыс. чел.) | 129.4 | 120.3 | 103.2 | 93.9 | |
темп роста | 84.8 | 93.0 | 85.8 | 91.0 | 72.6 |
Производительность труда | 288.2 | 342.8 | 508.0 | 719.6 | 249.7 |
темп роста | 117.2 | 118.9 | 148.2 | 141.7 |
C 2002 по 2004 год на продукцию автомобилестроения предъявлялся достаточный спрос со стороны народного хозяйства и населения страны для наращивания объёмов производства, которые в физическом выражении возросли на 16.1 процента, а в стоимостном - на 76 процентов. Но, вместе с ростом спроса росла и конкуренция как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных производителей. Сохранение конкурентных преимуществ, главным из которых являлись сравнительно низкие темпы роста цен на продукцию (в условиях значительного роста цен на сырьё, комплектующие, энергоносители) и отсутствие аналогов производства отдельных классов продукции, востребованной малым и средним бизнесом ("ГАЗель", "Соболь", "Валдай" и др.), привело к росту прибыльности предприятий. За рассматриваемый период сальдированная прибыль возросла на 74.1 процента.
Несмотря на рост прибыли, инвестирование в основной капитал отрасли за период с 2001 по 2004 годы увеличилось незначительно - на 34.4 процента в действующих ценах (при темпе роста по промышленности в целом в 2.6 раза).
Говоря о социально-экономических показателях, среднемесячная заработная плата увеличилась в 2004 году по сравнению с 2001 годом в 2.3 раза (один из самых высоких показателей среди всех отраслей промышленности). Это демонстрирует высокую ответственность предприятий, которые обеспечивают работой порядка 27-30 процентов занятых в промышленности и от которых во многом зависит социальная стабильность в регионе.
Итоги работы 2005 г., 2006 г.
В 2005 году произошла глобальная смена статистического учета работы отраслей экономики региона - был осуществлен переход с общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), согласно которому отрасль - автомобилестроение, ранее входящая в машиностроение и металлообработку, перешла в вид деятельности - производство автомобилей, прицепов и полуприцепов раздела "производство транспортных средств и оборудования".
Объем отгруженных товаров собственного производства по подразделу "производство автомобилей, прицепов и полуприцепов" по итогам 2005 года составил 81.7 млрд. рублей, то есть 86 процентов от общего объема производства транспортных средств и оборудования, что в действующих ценах на 30.6 процента больше 2004 года. При этом, индекс производства составил 100.1 процента, причем в течение всего года индекс (с нарастанием) фиксировался на отметке, меньшей 100 процентов. Рассматривая помесячную динамику, можно констатировать тот факт, что наращивание физических объемов началось лишь с IV квартала 2005 года, а максимальный индекс декабря (120.9 процента) позволил вывести годовой индекс на положительный уровень и получить незначительный прирост физических объемов, который обеспечен вследствие увеличения производства грузовых автомобилей - на 7.4 процента, автобусов - на 16.1 процента. Вместе с тем, выпуск легковых автомобилей снизился за год на 21.3 процента, а машин для городского коммунального хозяйства - на 5.9 процента.
Необходимо отметить, что аналогичная ситуация, сопровождающаяся помесячным сокращением выпуска продукции автомобилестроения в течение 2005 года, присуща и всей Российской Федерации. Так, годовой индекс по Российской Федерации в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов составил 99.8 процента при уменьшении легковых автомобилей на 3.8 процента, увеличении автобусов на 3.3 процента и увеличении производства грузовых автомобилей на 2 процента.
Данная ситуация фиксирования отрицательного прироста (по Российской Федерации) либо минимального положительного прироста (по области) физических объемов производства в 2005 году объясняется увеличивающимся спросом на модели автомобильного ряда иностранных производителей и, соответственно, снижающимся спросом на отечественные марки, при постоянном уменьшении разницы в уровнях цен.
2006 год характеризовался ростом выпуска продукции автомобилестроения в физическом выражении. Начиная с января 2006 года, индекс производства (нарастающим итогом) превышал 100%-ую отметку и по итогам года составил 110.1 процента. При этом объем производства достиг 96.9 млрд. рублей с темпом роста в 121 процент (в действующих ценах) при доле производства автомобилей, прицепов и полуприцепов в производстве транспортных средств и оборудования - 87.7 процента.
Причиной увеличения физических объемов производства за 2006 год явился рост выпуска автомобилей грузовых - на 14.2 процента, автобусов - на 6.2 процента, машин для городского коммунального хозяйства - на 39.8 процента.
В течение 2006 года по разделу фиксировался положительный сальдированный финансовый результат деятельности, по итогам года составивший 5.6 млрд. рублей с ростом в 2005 году в 1.7 раза.
Численность работающих в производстве автомобилей составила 54.4 тыс. человек (68.9 процента от всех работающих в производстве транспортных средств и оборудования). Заработная плата по разделу выше средней по обрабатывающим производствам на 6.7 процента при абсолютном значении в 10033,1 рубля и темпом роста в 118 процентов.
Таблица 2
Показатели деятельности подраздела
"производство автомобилей, прицепов и полуприцепов"
Показатели | 2005 г. | 2006 г. |
Доля подраздела в обрабатывающих производствах, % | 25.6 | 24.3 |
Объем отгруженных товаров и услуг собственного производства | 81 707.3 | 96 855,8 |
темп роста | 130.6 | 121.0 |
Индекс производства (ИФО), % | 100.1 | 110.1 |
Сальдированный финансовый результат деятельности | 3297.2 | 5556.4 |
темп роста | 155.8 | 168.5 |
Количество убыточных предприятий (ед.) | 4 | 5 |
в % к общему числу предприятий отрасли | 20.0 | 23.8 |
Инвестиции в основной капитал | 1 186.7 | 2 007.7 |
темп роста | 169.2 | |
Среднемесячная заработная плата (руб.) | 8 502.6 | 10 033.1 |
темп роста | 118.0 | |
Численность (тыс.чел.) | 57.1 | 54.4 |
темп роста | 94.4 | |
Производительность труда | 1 431.0 | 1 780.4 |
темп роста | 124.4 |
Несмотря на наметившиеся в 2006 году положительные тенденции в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов в отрасли по-прежнему существует ряд нерешенных вопросов, препятствующих эффективной работе и развитию ведущих нижегородских автосборочных предприятий.
1. Даже располагая самой успешной моделью легких коммерческих грузовиков - "Газель" ОАО "ГАЗ" постепенно утрачивает позиции на этом рынке. В 2005 г. доля продаж на рынке легких коммерческих автомобилей уменьшилась по сравнению с 2004 г. с 53 до 50%. В товарной линейке ГАЗа отсутствуют модели полной массой свыше 3,5 тн, что вынуждает российские транспортные компании развивать парк маршрутных такси увеличенной пассажировместимостью (более 16 чел.) за счет импортных моделей ("Фольскваген", "Мерседес", "Форд").
2. В бурно развивающемся сегменте "Развозные грузовики" грузоподъемностью 5 - 9 тн ОАО "ГАЗ" не предлагает перевозчикам конкурентоспособных моделей, что стимулирует закупки европейских и азиатских иномарок.
3. ОАО "ПАЗ" не может предложить российским пассажироперевозчикам недорогой городской низкопольный автобус малого класса.
4. Замена "Волги" американскими моделями не решает всех проблем автовладельцев вследствие их низкой проходимости и дорогого сервисного обслуживания.