В Стратегии определены отраслевые приоритеты, которые основываются на следующих критериях: привлекательность сектора, а также наличие на территории области предпосылок и необходимых условий для успешного развития сектора.
Автомобилестроение относится к первой группе приоритетов.
Возможность обеспечения лидерства в автомобилестроении обусловлена следующими предпосылками:
- Устойчиво растущим спросом на продукцию сектора;
- Высокой степенью развития сектора на территории области сегодня и готовностью акционеров крупных автомобильных компаний инвестировать в модернизацию своих активов;
- Наличием на территории области множества машиностроительных, оборонных и приборостроительных предприятий, многие из которых могут стать квалифицированными поставщиками компонентов для автомобилестроения;
- Высокой степенью влияния сектора на другие сектора экономики;
- Уникальным географическим положением Нижегородской области по отношению к ключевым автомобилестроительным центрам в России;
- Высоким экспортным потенциалом.
Поэтому создание кластера в секторе автомобилестроения является наиболее эффективным и быстрореализуемым.
В конце 2006 года инициирован проект по "Разработке Концепции и Программы работ по созданию автомобильного кластера на территории Нижегородской области".
Цель кластера: стимулирование развития в Нижегородской области автомобильной промышленности как опорной отрасли региона.
Кластер - форма взаимовыгодного взаимодействия малых, средних и крупных производственных, инжиниринговых, инновационных, образовательных, консалтинговых, торговых, сервисных и других предприятий в рамках одной территории с целью создания добавочной стоимости в результате синергетического эффекта от кооперации, повышения эффективности хозяйствования и увеличения конкурентоспособности этой территории.
Кластерная стратегия развития территории - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер государственного стимулирования развития и формирования эффективных кластеров на управляемой территории, с целью повышения конкурентоспособности данной территории.
Создание автомобильного кластера на территории Нижегородской области позволит вовлечь в оборот крупные группы промпредприятий:
- компонентов электронных систем;
- химико-технологических;
- оборонно-промышленного комплекса;
- станко -инструментальных;
- металлургических;
- промстройматериалов.
Модельные ряды ключевых автокомпонентов
Рост количества предприятий в Российской Федерации, занимающихся сборкой автомобилей, определяет необходимость расширения производства автомобильных комплектующих достаточно широкого модельного ряда. Ключевым моментом, регламентирующим потребность увеличения производства автокомпонентов, является постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 года № 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки", а также Порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов, утвержденный трехсторонним приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 73, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 81, Министерства финансов Российской Федерации № 58н от 15 апреля 2005 года.
Данные нормативные документы определяют существующую потребность в модельных рядах автокомпонентов и предоставляют автосборщикам в определенный период обеспечить ввоз комплектующих, производство которых в настоящее время не возможно на территории РФ или качество выпускаемой продукции не соответствует требованиям ведущих мировых производителей. Но условия соглашений с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации о "промышленной сборке" в конечном итоге обязывает автосборщиков размещать производство автокомпонентов на действующих российских предприятиях либо ориентироваться на создание новых производств.
В настоящее время такие компании как "VOLKSWAGEN" и "SKODA" ведут работу по поиску потенциальных производителей автокомпонентов среди действующих российских предприятий для строящегося производства в г.Калуге. По планам компаний на территории РФ предусматривается производство следующих групп автокомпонентов: топливных баков, впускных коллекторов, АКБ, бамперов, стекол, элементов интерьера и экстерьера кузова, систем выпуска отработавших газов, педальных узлов, системы охранной сигнализации, светотехники, систем кондиционирования воздуха, жгутов электрооборудования автомобиля, панелей обивок дверей и потолков, сидений, приборных панелей и т.д.
Производство широкого ряда качественных автокомпонентов необходимо не только для удовлетворения потребностей сборочных производств, но и для потребностей вторичного рынка, рынка запчастей.
В Российской Федерации 1/2 существующего автомобильного парка - транспортные средства старше 10 лет, 1/3 парка - старше 15 лет. Если рассматривать Нижегородскую область, то на долю автомобилей в возрасте от 5 до 10 лет приходится 21.2% от общего объема зарегистрированных транспортных средств, на долю автомобилей старше 10 лет приходится 62.3%. Одновременно, учитывая сложные условия эксплуатации транспортных средств, качество горюче-смазочных материалов, несоответствие значительной части дорог действующим стандартам, отсутствие качественной и разветвленной системы гарантийного и постгарантийного технического обслуживания автомобилей, все это вызывает повышенный износ узлов и агрегатов автомобилей и естественно определяет устойчивый спрос на качественные автокомпоненты. Учитывая вышесказанное можно определить наиболее востребованные модельные ряды автокомпонентов:
- компоненты двигателей и моторных систем (блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, детали кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов, фильтры, опоры двигателей, прокладки и т.д.);