Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

1.2. Нефтехимический комплекс Нижегородской области

Основными проблемами, ограничивающими развитие нефтехимической отрасли, как в Нижегородской области, так и в России в целом являются:

1. Низкий технический уровень производственного потенциала. Высокая степень физического и морального износа оборудования ведет к значительным затратам на текущий ремонт, экономическим потерям, связанным с частыми остановками оборудования и экологическими проблемами; высокими удельными нормами расхода основных видов ресурсов и т.д. В результате чего издержки производства значительно превышают мировые.

2. Недостаточный объем инвестиций. Большинство предприятий вынуждено направлять значительную часть прибыли, если таковая имеется, на восполнение недостатка оборотных средств и капитальный ремонт оборудования. В связи с этим резко сузились возможности финансирования предприятиями наиболее перспективных научно-технических разработок, способных обеспечить существенное улучшение технико-экономических показателей производства.

3. Неготовность банковской системы в долгосрочном инвестировании капиталоемких проектов, высокая кредитная ставка финансовых учреждений.

4. Ограничение по базовым видам сырья и особенно углеводородного (прямогонный бензин, сжиженные газы, этан, природный газ).

5. Ускоренный рост тарифов на услуги естественных монополий.

6. Невысокий платежеспособный спрос на химическую продукцию.

7. Низкие потребительские качества и ограниченный ассортимент ряда отечественных химических продуктов, что объективно создает условия для увеличения импорта химикатов.

8. Неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, низкий уровень сервисных услуг, слабая реклама отечественных товаров.

9. Кризисная ситуация в научно-технической сфере отрасли, не позволяющая развернуть в необходимом объеме НИОКР по созданию наукоемких технологических процессов энергосберегающей направленности.

Нефтехимический комплекс Нижегородской области, являясь крупнейшим химическим центром Российской Федерации, включает в себя около 30 крупных и средних предприятий. В Нижегородской области - это вторая по численности после машиностроения отрасль промышленности. К нефтехимическому комплексу относятся предприятия по виду экономической деятельности:

- "Химическое производство",

- "Производство резиновых и пластмассовых изделий"

- "Химическое машиностроение".

Суммарный ежегодный потенциал выпуска товаров химической группы предприятиями комплекса составляет до 8 % общего объёма промышленного производства области.

График 1


Предприятиями комплекса выпускается несколько сотен наименований химической продукции, используемой в различных отраслях народного хозяйства. Нефтехимический комплекс имеет два принципиальных направления деятельности:

- получение этилена и пропилена переработкой прямогонного бензина и широкой фракции легких углеводородов, являющихся эффективным сырьём для получения различной химической продукции;

- производство широкого ассортимента продукции акрилатного и метакрилатного ряда на базе синильной кислоты и пропилена.

Основная часть (80%) нефтехимической и химической продукции, вырабатываемой в Нижегородской области, производится химическими предприятиями г. Дзержинска. В Дзержинске расположен ряд научно-исследовательских и проектных институтов, располагающих мощной опытно-промышленной базой, которая позволяет осваивать и отрабатывать широкую гамму химических продуктов, а также создавать новые процессы на базе опытных производств. Институты имеют ряд патентов на оригинальные химические технологии.

Хорошо развитая инженерная инфраструктура химического комплекса Нижегородской области, имеющиеся транспортная сеть и источники энергообеспечения, а также высокий уровень технического развития производств являются основой дальнейшего успешного развития данного сектора промышленности региона. Важнейшим направлением такого развития и технического совершенствования предприятий химического комплекса является коренная реконструкция и техническое перевооружение на основе внедрения современных ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, применения высокоэффективных сырьевых материалов и высокопроизводительного оборудования большой единичной мощности.

В июне 2003 года Губернатор Нижегородской области обращался к Президенту России с целью оказания содействия в нормализации социальной обстановки г. Дзержинска и получил поддержку. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2003 года № 528-р была создана рабочая группа по разработке комплекса мероприятий по выводу экономики г. Дзержинска в режим устойчивого саморазвития.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти неоднократно рассматривались вопросы государственной поддержки социально-экономического развития Нижегородской области, в том числе проблемы стабилизации работы химических предприятий и социальной обстановки в г. Дзержинске.

В рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 -2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 717, Нижегородской области было выделено за 2003 - 2004 годы 90 млн. рублей.

Из средств федерального бюджета за 2003 - 2004 гг. была оказана финансовая помощь Нижегородской области в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в объеме 1343,042 млн. рублей, в 2005 г. - 992,2 млн. рублей. Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета в 2005 году Нижегородской области, составил 6008,5 млн. рублей, из них дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета области составили 872,4 млн. рублей.

В 2006 году финансовая поддержка Нижегородской области из средств федерального бюджета составила 5284,7 млн. рублей, в том числе в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в объеме 1293,7 млн. рублей, в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета области - 176,9 млн. рублей.