Состояние авиастроительной отрасли в России характеризуется:
В высокотехнологичном секторе российской экономики авиастроение является одной из самых масштабных отраслей. Отрасль характеризуется высокой инновационной активностью и восприимчивостью. Существующая международная система регулирования авиационной деятельности и постоянно возрастающие требования, предъявляемые к гражданской авиационной технике в силу ее трансграничного применения, к ее надежности, безопасности, экономичности, экологичности, инициируют многочисленные нововведения и предшествующие им фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки. Аналогичные импульсы возникают и в жесткой борьбе за опережающие технико-технологические решения в сфере развития военной авиации.
Бескомпромиссное соревнование с конкурентами или потенциальными противниками в небе, а также преодоление преград, вызванных природными факторами, объективно не могло не привести к тому, что авиастроение является не только крупным потребителем научно-технических и технологических новшеств, но и одновременно обладателем мощного инновационного потенциала для их создания. С точки зрения базы инновационно - технологического развития всей российской экономики значимость авиастроительной промышленности невозможно переоценить - столь велики масштабы и спектр ее научно-технических и технологических достижений и интересов.
Загруженные заказами производства высокорентабельны, высока и их бюджетная эффективность - за счет налоговых поступлений живут целые регионы, в которых авиапредприятия являются градообразующими. Отрасли принадлежит самая значительная доля машиностроительного экспорта. Применяемые наукоемкие технологии создают большое число рабочих мест не только на своих предприятиях (организациях), но и в смежных отраслях промышленности. Воздушный транспорт выполняет более трети объема пассажирских перевозок в стране, главным образом на отечественной авиационной технике. Отрасль является неотъемлемым звеном в системе укрепления обороноспособности государства, обеспечения его безопасности, в том числе экономической и технологической. Она входит в состав оборонно-промышленного комплекса (ОПК), что подчеркивает ее главное предназначение - военное направление доминирует над гражданским.
Когда по отношению к авиастроению государство проводило последовательную научно-промышленную политику, она находилась на передовых позициях и в научно-техническом плане, и в масштабах производства. Отрасль была одним из мировых лидеров в разработке и производстве гражданских (первый реактивный и первый сверхзвуковой авиалайнеры - отечественные) и военных самолетов почти всех типов.
Достижение высоких результатов обеспечивалось действием ряда факторов: отрасль имела централизованную систему управления, пользовалась привилегией приоритетного ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, материально-технического), развивалась по сбалансированным текущим и перспективным планам и целевым программам, внутри отрасли специфическими (не экономическими) методами поддерживалась конкуренция различных научно-конструкторских школ и производств, проводилась научно-техническая политика единых правил, требований, государственных и отраслевых стандартов, норм, систем сертификации и т.д.
С началом рыночных экономических преобразований, со свертыванием политики широкомасштабной государственной поддержки авиастроение оказалось в глубоком кризисе. Критически важными стали факторы внутреннего спроса и госфинансирования, которые резко упали.
В 1997 году по сравнению с уровнем 1992 года объем производства продукции отрасли в России упал до 21,7%. При этом производство гражданских самолетов (без легких) резко снизилось.
Начиная с 1998 года тенденция спада объемов производства в авиастроительной отрасли России была преодолена прежде всего за счет роста объемов экспорта военной авиатехники, а также запасных частей, систем и двигателей для ранее поставленной за рубеж авиатехники.
Однако в 2004 году из-за значительного сокращения военного экспорта в динамике объемов производства продукции отрасли в России вновь проявилась отрицательная тенденция.
Главным образом причины такой неустойчивости экономических показателей - это несовершенство структуры производимой отраслью продукции и опасная зависимость отрасли от конъюнктуры военно-технического сотрудничества. Рост объемов продукции отечественной авиационной промышленности последнего времени был связан, главным образом, с экспортом авиационной техники и ее комплектующих. Экспорт авиатехники военного назначения кратно превышает объемы закупок для отечественных вооруженных сил.
Учитывая, что в силу своего геополитического положения Россия - как государство может существовать, только имея полноценное собственное авиастроение, при разработке программ возрождения отрасли ставить такие цели, достижение которых гарантированно выведет отечественное авиастроение на самые передовые позиции в мире по уровню применяемых технологий, выпускаемой техники и обеспечит ему устойчивые позиции на мировом рынке авиационной продукции.
Конкуренция на мировом рынке авиастроения имеет межгосударственный характер, при этом произошло выделение мировых центров авиастроения, имеющих специализацию. Ценность смещается в сегмент высокотехнологичных авиакомпонентов:
1. В мире сформировались несколько центров авиастроения, имеющих определенную специализацию.
2. По мере развития авиастроения происходит возрастание сложности разработки и производства самолетов, что приведет к укрупнению предприятий (организаций) и определит конкуренцию на уровне государств.
В настоящее время в России сформировались благоприятные условия для развития гражданского авиастроения:
- рост спроса на внутренние авиаперевозки, как следствие - рост спроса на новые самолеты для внутренних перевозок;
- повышение конкурентоспособности российского авиапрома в целом за счет консолидации активов;
- участие российских авиастроительных предприятий (организаций) в получении серийных заказов на комплектующие.
- восстановление компетенций в серийной сборке гражданских самолетов.
Россия имеет сильные позиции в военном авиастроении, однако в долгосрочной перспективе благоприятные условия для его развития сохранятся только на внутреннем рынке. На рынке гражданской авиации позиции России слабы, при этом имеются некоторые перспективы их усиления на мировом рынке.
Структура спроса в сегменте пассажирских самолетов будет меняться в сторону увеличения доли региональных самолетов большой вместимости (до 100 мест), в сегменте грузовых самолетов - в сторону увеличения доли самолетов большой грузоподъемности.
Финансово-экономическое положение в военном и гражданском самолетостроении сильно различается. В лучшем состоянии сейчас находится военное авиастроение, что обусловлено его внешнеторговыми контрактами.
В настоящее время авиастроение в основном существует за счет прошлых научно-технических, конструкторских и технологических заделов, запас которых неуклонно истощается. Хронический недостаток финансовых ресурсов, ограниченных узкими рамками госзаказа и федеральных целевых программ, приводит к затягиванию или приостановке перспективных исследований и разработок, их удорожанию. В условиях отсутствия серьезных инвестиций в нововведения все труднее конкурировать с западными корпорациями.
Состояние авиастроительной отрасли в Нижегородской области
Итоги 2000-2005 годов
Отрасль авиастроения относится к наиболее наукоёмким, высокотехнологичным и динамично развивающимся отраслям промышленного производства Нижегородской области. Отличительной особенностью данной отрасли является то, что в ней может производиться как конечная продукция, так и комплектующие изделия. В ней сосредоточено как производство самолетов, так и авиакомпонентов.
Авиастроительная отрасль Нижегородской области представлена 9 предприятиями и организациями, обладающими высоким научным и производственным потенциалом.
Серийный выпуск продукции: | Научно-технические разработки: |
- ОАО НАЗ "Сокол" - ОАО "Гидромаш" - ОАО ПКО "Теплообменник" - ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" - ОАО "Гидроагрегат" - ОАО "Нормаль" | - ОАО АНПП "Темп-Авиа" - ОАО ПМЗ "Восход" - ОАО АОКБ "Импульс" |