Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

 1.3. Анализ автомобильного рынка России - перспективы и прогноз развития.

Автомобильный рынок России из года в год планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов.

Среди основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения, увеличение денежной базы, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Кроме того, локомотивом роста рынка являются кредитные деньги, объем которых с каждым годом становится все более значительным, а условия для покупателей автомобилей в кредит все лучше. В последние годы также отмечается рост рынка корпоративных продаж, которому способствует развитие лизинга, хотя этот сегмент пока еще только зарождается.

Основным итогом 2006 года стал факт превышения объемов продаж новых иномарок над отечественными автомобилями. Если еще в первом квартале  минимальный перевес все же оставался за российскими марками (50,44% на 49,56%), то к концу года показал окончательную победу иномарок (46% на 54%). Перераспределение долей российского рынка в сторону иномарок имеет устойчивую тенденцию, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в дальнейшем эти доли продолжат изменение в том же направлении. В целом, 2006 год на российском рынке оказался рекордным. Объем продаж в январе-декабре составил 800 тыс. - новых отечественных автомобилей, 900 тыс. - иномарок.

В целом за 2006 год суммарная емкость российского рынка составила      свыше 725 млрд. руб. ($ 28 млрд.), что на 32% больше, чем в 2005 году. Более 569 млрд. руб. ($ 22 млрд.) из этих денег будет потрачено покупателями легковых автомобилей на новые иномарки. Это на 40,6% больше, чем было потрачено в 2005 году. Емкость рынка автомобилей LADA по итогам года 136,75 млрд. руб. ($5,28 млрд.), что на 11,3% превышает аналогичный показатель прошлого года. По другим российским маркам автомобилей, несмотря на существенное снижение количественных показателей (-30,8%), финансовая емкость составила - свыше 13 млрд. руб. ($520 млн.), что на 30% меньше показателей 2005 года. Помимо роста цен на российские автомобили, это обусловлено еще и фактом существенного сокращения объемов продаж автомобилей "Ока", которые традиционно занимали нишу самых дешевых машин. При этом продажи более дорогих отечественных моделей наоборот вырастут.

     

Нынешние показатели российского рынка позволяют говорить о скором достижении уровня продаж в 2 млн. новых автомобилей в год. Скорее всего это случится уже в 2007 году. Годовой уровень в 2,5 млн. автомобилей российский рынок должен преодолеть в 2009 году, а по итогам 2010 года не исключено, что продажи новых автомобилей составят  объем в 3 млн. шт. К тому времени российский рынок может выйти на второе место в Европе после Германии, опередив Италию, Францию и Великобританию. Доля иномарок к тому времени составит три четверти от общего объема рынка.

Парк легковых автомобилей возрастет к 2010 году с 21,2 до 30-33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля продажи автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16-17 процентов.

Объем продажи грузовых автомобилей на внутреннем рынке к 2010 году должен увеличится не менее чем в 1,5 раза по сравнению с в 2001 годом. В итоге парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.

Продажи новых легковых автомобилей в России в 2006 году

     

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2010 году



Роль предприятий группы "ГАЗ" на автомобильном рынке Российской Федерации

Автомобилестроительный холдинг Группа "ГАЗ" создан в 2005 году на базе открытого акционерного общества "Горьковский автомобильный завод". Группа "ГАЗ" сегодня - это крупнейший в России производитель коммерческого транспорта, занимающий лидирующие позиции на рынке не только легких коммерческих автомобилей и средних грузовых автомобилей, но и автобусов, дизельных двигателей и топливной аппаратуры.

В состав "Группы ГАЗ" входят: ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус", ОАО "Арзамасский машиностроительный завод", ОАО "Заволжский завод гусеничных тягачей", ОАО "Завод корпусов" (Нижегородская область), ОАО "Автомобильный завод Урал", ООО "Ликинский автобус", ОАО "Голицинский автобусный завод", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "КАВЗ", ОАО Автодизель" (ЯМЗ), ОАО "Ярославский завод топливной аппаратуры", ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", ОАО "Саранский завод автосамосвалов", "ОАО "ТвЭкс", ОАО "Брянский арсенал", ОАО "Челябинский завод строительно-дорожных машин", ОАО "Холдинговая компания Барнаултрансмаш", их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие предприятия.

В настоящий момент группа "ГАЗ" предоставляет одно из лучших отношений "цена-качество" по большинству из своих ключевых продуктов. Ценовое преимущество в размере не менее 40% по легким коммерческим автомобилям (ЛКА), автобусам и грузовым автомобилям позволяет группе успешно конкурировать с импортными продуктами.

Группа "ГАЗ" занимает лидирующую позицию на российском рынке по большинству из своих основных продуктов. Согласно данным физического объема производства, третье место в мире по выпуску автобусов и седьмое место по выпуску ЛКА.

Создана одна из самых крупных в России сетей дистрибуции продуктов и сервисного обслуживания.

Широкая диверсификация продукции позволяет снизить зависимость группы "ГАЗ" от рыночной конъюнктуры в отдельных секторах автомобильной отрасли. Кроме того, группа имеет возможность сбалансировать потребность в инвестициях в растущие сегменты своего бизнеса со способностью получать значительные  денежные потоки от реализации зрелых продуктов. Дальнейшее расширение продуктового ряда возможно также за счет приобретения профильных производств, как в России, так и за рубежом. Как пример - английская компания  "LDV Holdings" с линейкой  автомобилей "Maxus"  и легковой автомобиль Chrysler Sebring. В данном случае приобретение готовых платформ позволит существенно снизить первоначальные расходы на запуск новых моделей в производство.

Компания поставляет свою продукцию различным группам потребителей, а также реализует целевые программы. В частности, производится поставка продукции для нужд Минобороны РФ, МВД, МЧС.

Сильные рыночные позиции и диверсифицированный ассортимент продукции позволяют Горьковскому автомобильному заводу поддерживать продажи на уровне, соответствующем темпам роста рынка в целом. За прошедший год большую часть выручки группа "ГАЗ" получила от продаж легких коммерческих автомобилей (ЛКА) и микроавтобусов.

     



Группа "ГАЗ" видит своей приоритетной целью расширение своего влияния за пределами РФ.  По ряду продуктовых линеек группа имеет сильные позиции на международном рынке. Так, компания занимает седьмое место на мировом рынке ЛКА и входит в топ - 3 мировых производителей автобусов. Доля экспорта в общем объеме производства ЛКА составила 22,4% и автобусов - 15%. В настоящее время основными экспортными рынками выступают страны СНГ. Вторым по значимости рынком экспорта продукции являются страны с развивающейся экономикой.

Основные цели стратегического развития группы "ГАЗ":

1. Завершить процесс реструктуризации с целью перехода от разрозненных производств и юридических лиц к единой компании.