Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

Глава 3. Проблемы, ограничивающие развитие авиастроительной отрасли области


Авиастроение является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны.

Вместе с тем, остаётся нерешённым широкий круг вопросов авиастроительной отрасли. По мнению руководителей и ведущих специалистов предприятий и организаций авиастроительной отрасли Нижегородской области от системного решения на федеральном уровне этих вопросов напрямую зависит будущее отрасли:

1. Для реального оздоровления авиастроительной отрасли и обеспечения её устойчивого развития необходима разработка государственной концепции развития наукоёмких и высокотехнологичных отраслей, прежде всего - в отношении предприятий (организаций), традиционно относящихся к числу оборонных, в том числе авиационной промышленности.

Концепция должна чётко определить цели государства в отношении предприятий (организаций) отрасли, приоритетные задачи, а также меры организационного, финансового и законодательного характера, обеспечивающие решение приоритетных задач и достижение государственных целей, а именно:

- обеспечение полного государственного финансирования содержания мобилизационных мощностей. В настоящее время бюджетное финансирование покрывает лишь часть непроизводительных расходов на содержание мобилизационных мощностей.

- обеспечение эффективной деятельности предприятия (организации) невозможно без технического его перевооружения. Для ускорения технического перевооружения существенное значение имеет уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму средств, направляемых на обновление основных фондов предприятий (организаций).

2. Необходима законодательная инициатива об отмене таможенных пошлин на ввоз дорогостоящего оборудования для нужд авиастроения, не производимого в России.

3. Авиастроительные предприятия (организации) - предприятия (организации) с длительным производственным циклом и высокой добавленной стоимостью выпускаемой продукции, поставляемой, в том числе и на экспорт. Для развития отечественного экспорта авиационной техники необходимы государственные субсидии и гарантии по льготному кредитованию.

4. Для сдерживания роста цен и поддержания конкурентоспособности отечественного авиастроения необходимо ввести государственное регулирование цен на энергоносители и сырьё.

5. Для обеспечения стабильного управления процессом оздоровления отрасли необходимо производить сертификацию авиационной техники и производства за счёт государства и под его контролем.

6. Предоставить предприятиям (организациям), как это предусмотрено законодательством, право самостоятельного выбора партнёров и форм взаимодействия, что позволит в итоге объединиться им вокруг действительных лидеров, добившихся реальных положительных результатов.

7. Решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.

8. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.

9. В целях повышения эффективности использования средств, вкладываемых государством в подготовку специалистов для предприятий (организаций) авиастроительной промышленности, и гарантированного обеспечения предприятий (организаций) отрасли кадрами ввести систему государственного заказа на подготовку технических специалистов, обучающихся на бесплатной основе, с обязательной последующей отработкой в течение трёх-пяти лет.

Указанные процессы в отрасли вызвали острейший дефицит кадровых и финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.

Вывод: Несмотря на указанные проблемы, предприятия и организации авиастроения сохранили значительный научный и производственный потенциал, испытательную базу, развитую инфраструктуру, позволяющие обеспечивать выполнение основных задач, возложенных на предприятия и организации отрасли по разработке и производству военной и гражданской авиационной техники.