Проблемы в автомобилестроении в целом схожи с проблемами, как машиностроения в частности, так и всей экономики страны в целом. Наиболее критично, здесь - это потеря конкурентоспособности на рынке производимой продукции. Во многом это обусловлено отсталостью и неразвитостью на должном уровне технологической базы, уменьшения количества квалифицированных кадров и естественно недостаточным уровнем инвестиций.
Выпускаемая продукция во многом уступает аналогичной продукции ведущих мировых производителей. Применительно к автомобилю, это выражается в моральной старости конструкции. Это в свою очередь отражается на активной и пассивной безопасности водителя, пассажиров и других участников движения, вреде, приносимом экологии. И самое главное, это низкое качество продукции, что на сегодняшний день имеет приоритетное значение.
Причиной низкого качества сборки и комплектующих, в первую очередь является отсталая технологическая база предприятий. Изношенность основных фондов, и особенно их активной части, приводит к ослаблению конкурентоспособности промышленных предприятий, не позволяет снижать издержки производства и, в результате, приводит к снижению эффективности производства и сокращению возможностей для развития. В последнее время тенденция снижения конкурентоспособности отечественного производства усугубляется укреплением рубля при одновременном усилении инфляции, что даёт преимущества для импорта.
Решением этих проблем в конечном итоге стала бы разумная интеграция в мировое автомобилестроение при сохранении интересов государства с использованием имеющихся ресурсов и научно-технического потенциала.
Активный приход в Россию мировых автомобилестроительных компаний перемещает проблемы производства автокомпонентов на первые позиции. Современные технологии производства автомобилей требуют совершенствования технологий и улучшения качества на предприятиях, производящих aвтокомпoнeнты. Конкуренция среди них в ближайшем будущем будет только усиливаться и поэтому задачи продвижения продукции на рынок и раскрутки бренда для производителей автокомпонентов становятся важны наравне с задачами повышения качества.
Уже сегодня многие предприятия в состоянии представить продукцию международного уровня качества, и она может быть востребована на Западе. Но пока нет твердой уверенности, что этот уровень качества сохранится при действительно массовом производстве. Еще одна трудность в том, что местные предприятия зачастую не в состоянии осуществлять инженерные разработки с помощью современных компьютерных программ и технологий, они изготавливают клише для деталей по эскизам и чертежам, причем не всегда достаточно точным. Наконец, существует проблема совмещения российских ГОСТов со стандартами иностранных компаний. Не секрет, что наши требования к самой продукции и к документообороту - более строгие. Поэтому всем новым поставщикам требуется немало времени, чтобы изучить этот пласт материала, получить необходимые сертификаты и наладить работу в соответствии с требованиями.
Основные проблемы, препятствующие развитию как производства автокомпонентов, так и автопрома в целом:
1. Низкое качество материалов и комплектующих и высокая цена импортных комплектующих - одна из главных причин, не позволяющая сегодня создать конкурентоспособный автомобиль.
Вследствие увеличивающегося спроса на более конкурентоспособные модели автомобильного ряда иностранных производителей и, соответственно, снижающегося спроса на отечественные марки, при постоянном уменьшении разницы в уровнях цен, за период с 2000 по 2005 год количество выпускаемых легковых автомобилей в регионе уменьшилось в 2.3 раза.
График 1. Динамика производства легковых автомобилей
в Нижегородской области, (штук)
2. Недостаточное инвестирование в развитие машиностроения, низкая покупательная способность основных потребителей и неоптимальная тарифная, внешнеэкономическая политика в отношении ввоза в страну бывшей в употреблении автотранспортной техники, постоянный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий приводит к отсутствию внутренних инвестиций для технологического перевооружения, что, в свою очередь, влечет за собой снижение уровня рентабельности автопромышленных предприятий и понижает эффективность планирования инвестиционной деятельности.
В настоящее время утрата ценовых преимуществ и невозможность интенсивного развития производства на российских автомобильных заводах обусловливается еще и неразвитостью отечественной кредитно-финансовой системы.
Получить кредит в иностранном банке российское предприятие может только под гарантии государства или ведущего российского банка.
В связи с этим, а также в связи с высоким уровнем инфляции в нашей стране, цена кредита для российского предприятия составляет 14 - 18% годовых, лизинг 24 - 40%.
В тоже время иностранные производители автомобильной техники и компонентов могут получить кредит под 5 - 6% годовых и предоставить лизинг за 9 - 12%.
Эти обстоятельства, как и ряд других, не позволяют сделать вывод о том, что российские предприятия автомобильной промышленности готовы к прямой конкуренции с иностранными производителями.
Снижение рентабельности продукции в последние годы характерно для всей промышленности региона в целом. Анализ развития отрасли "машиностроение и металлообработка" в 2001-2004 годы (доля объема производства автомобильной промышленности в которой - 73-74 процента) показывает, что рентабельность продукции упала за рассматриваемый период на 3.5 процентного пункта, составив в 2004 году 7.2 процента. В 2005 году рентабельность продукции по виду деятельности "производство транспортных средств и оборудования" составила 8.3 процента.
Объем инвестиций в основной капитал за 2001-2004 годы в машиностроение и металлообработку увеличился в 1.7 раза (в действующих ценах) при увеличении инвестирования в целом по промышленности - в 2.6 раза. Доля основных фондов машиностроения и металлообработки в общей стоимости основных фондов по промышленности упала с 26 в 2001 году до 17 процентов в 2004 году. При этом отношение объема инвестиций к полной балансовой стоимости основных фондов варьировало в границах от 4 до 6 процентов, на фоне данных в среднем по промышленности - от 6 до 11 процентов. Коэффициент износа основных фондов к 2004 году возрос до 54.4 процента.
Таблица: Износ основных фондов (далее - ОФ) в машиностроении Нижегородской области
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Износ ОФ по отрасли машиностроение и металообработка, % | 51,0 | 52,6 | 54,7 | 54,4 |
По данным за 2005 год доля основных фондов производства транспортных средств и оборудования в общей стоимости ОФ обрабатывающих производств составила 30 процентов при степени износа в 42.4 процента.
3. Процесс модернизации производства сдерживается недостаточным объемом выпускаемой продукции. Это является причиной слишком длительного срока окупаемости проекта.
Анализ показывает, что вследствие ряда факторов в первую очередь, таких как относительно небольшой объем реализуемой продукции и высокой стоимости приобретаемого для проектов оборудования средний срок реализации проекта удлиняется с 3 - 5 лет до 5 - 7 и более лет. Сохранение подобных тенденций может привести к оттоку капитала в другие более привлекательные сектора экономики. В этой ситуации на первый план факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность отрасли, выходит такой показатель как высокий уровень корпоративного управления проектами. Он, в частности, способен обеспечить глубокую маркетинговую проработку проекта и обеспечить освоение новых ниш рынка.