Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

   Глава 2. Потенциал автомобильного комплекса Нижегородской области

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей, влияющей на стабилизацию процессов экономического и социального развития Нижегородской области. Автомобилестроение дает импульс развитию многих смежных отраслей, обеспечивает занятость населения, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. Отрасль предъявляет промежуточный спрос на продукцию металлургии, химической промышленности, энергетики. В ней развиты внутренние связи, на которые приходится более половины материальных затрат по выпуску готовых автомобилей.


     

Крупные предприятия автосборщики, определяющие состояние и  развитие автопрома области и России, - это ОАО "ГАЗ", ОАО "ПАЗ", ОАО "ЗМЗ", ОАО "Арзамасский машиностроительный завод", ОАО "Заволжский завод гусеничных тягачей", ОАО "Коммаш".

В 2005 году на базе ОАО "ГАЗ" сформирован крупнейший автомобилестроительный холдинг.


     


В результате консолидации активов повысилась капитализация компании, а структура ГАЗа стала соответствовать стандартам международной автомобильной корпорации. "ГАЗ" получил доступ на рынки капитала, а также ускорил процесс интеграции российского автомобильного сектора в мировой автопром. Со стороны Нижегородской  области в "Группу ГАЗ" входят следующие предприятия: ОАО "Горьковский Автомобильный Завод", ОАО "Павловский автобус", ОАО "Заволжский Завод Гусеничных Тягачей" и ОАО "Арзамасский Машиностроительный Завод". В стратегические планы Горьковского автомобильного завода входит дальнейшая модернизация и увеличение производства легких коммерческих грузовиков, выпуск автомобиля "Волга" с новым интерьером и двигателем "DaimlerChrysler" и в скором времени освоение сборки автомобилей D-класса этой американской марки, наращивание производства среднетоннажного грузовика городского типа "Валдай" и автомобиля многоцелевого назначения "Тигр", работа над внедрением стандартов ЕВРО-2 и ЕВРО-3, реализация экологических программ.

      Павловский автобусный завод - основные направления деятельности: производство автобусов; производство частей и принадлежностей автомобилей; оптовая торговля автотранспортными средствами и з/частями. Производственные мощности Павловского автобусного завода загружены на 80% - это один из лучших показателей в автомобилестроении. Инвестиционная деятельность предприятия - модернизация автобусов для поездок на дальние расстояния, что позволит занять нишу межрайонных сообщений. В структуре производства и продаж преобладают автобусы малого класса.

     

На базе вспомогательных и заготовительных производств, оставшихся в составе ОАО "Павловский автобус", планируется развитие бизнесов по производству автокомпонентов, с привлечением заинтересованных партнеров и инвесторов.


     

ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" и ОАО "Заволжский Завод Гусеничных Тягачей" занимают особое место в составе группы "ГАЗ". Основная специализация предприятий  это производство узкоспециализированных транспортных средств, предназначенных для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях, а также для службы в рядах вооруженных сил. Помимо этого, предприятия занимаются производством автомобильных комплектующих и спецтехники применяемой в разных сферах экономической деятельности.

ОАО "Заволжский моторный завод"

ОАО "ЗМЗ" производит карбюраторные, инжекторные и дизельные двигатели для легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков. Завод контролирует 76% рынка двигателей объемом 2,3-4,6 литров. Главными потребителями двигателей "ЗМЗ" являются ОАО "ГАЗ" (потребляет около 60% выпуска двигателей) и ОАО "УАЗ". Номенклатура продукции включает подшипники, сложное алюминиевое литье и пр.

          

Расширение номенклатуры выпускаемой автомобильной продукции  обеспечивает автосборочные предприятия, использующие шасси, как горьковского автозавода, так и других отечественных автозаводов для производства специализированной техники.  Среди них можно отметить такие предприятия как:

ОАО "КОММАШ". Основная продукция компании - вакуумные, илососные, каналопромывочные, тротуароуборочные, поливомоечные машины, пескоразбрасыватели мусоровозы и т.д.

ООО Промышленная группа "Самотлор" (ЗАО НПП "СЕМАР") - производство автобусов и спецтехники на шасси автомобилей ГАЗ и ведущих мировых автопроизводителей. Значимую долю в производстве занимают автомобили скорой медицинской помощи различной специализации.

ОАО "Правдинский Завод радиорелейной Аппаратуры" - производство автомобилей высокой проходимости "ЗИЛ" и "ГВА", машины предназначены для аварийно-спасательных работ, перевозки грузов и персонала в условиях бездорожья.

ООО "БАГЕМ" - производство автофургонов на шасси автомобилей марки "ГАЗ"

ЗАО "Транспорт" - проектирование и производство транспортно-технологических машин, предназначенных для  тяжелых дорожных и  климатических условий.

ООО "Чайка-Сервис" - производство эвакуаторов, автовышек, автофургонов, удлинение шасси стандартных автомобилей, билбордов.



     

Производство автокомплектующих сегодня становится одной из самых динамично развивающихся отраслей машиностроения, едва ли не более привлекательной, чем производство самих автомобилей.

В Нижегородской области в производстве автокомпонентов задействованы более 100 предприятий различных отраслей промышленности: машиностроения (в том числе предприятия оборонно - промышленного комплекса), нефтехимии и химии, лекой промышленности, оборонно - промышленного комплекса. В качестве примера можно привести следующий перечень комплектующих производимых на территории области: двигатели внутреннего сгорания, коробки переменных передач, ведущие мосты, детали и узлы подвесок, детали и узлы для тормозных систем различного типа, рулевые механизмы, автомобильные стекла, сидения для различных видов автотранспортных средств, детали интерьера и экстерьера из композиционных материалов, системы выпуска отработавших газов, жгуты и электропроводка, электрооборудование, автомобильные бампера, дверные замки, детали и узлы для систем кондиционирования и отопления, подшипники различных типов, зеркала и т.д.

Задача коренного улучшения качества выпускаемой автомобильной техники предъявляет повышенные требования к качеству автокомпонентов.  И именно развитие производства автокомпонентов можно считать стратегическим резервом роста автомобильной промышленности области.

Сегодня рынок автокомпонентов в России как и во многих регионах, в том числе Нижегородской области характеризуется явлениями стагнации и спада производства и продаж автокомпонентов отечественного производства, связанными с улучшением качества российской продукции. Отечественные запчасти становятся значительно долговечнее, и, соответственно, потребитель реже обращается в магазины, в автосервисы, в результате падают объемы продаж и в конечном итоге - объемы производства.

Отечественные автокомпоненты по-прежнему неконкурентоспособны по сравнению с фирменной импортной продукцией. Качество производимых на  предприятиях компонентов без больших инвестиций радикально улучшить невозможно, и причины этого хорошо известны - устаревший станочный парк на предприятиях, технологическая отсталость.

Чтобы не скомпрометировать свою продукцию предприятия-автопроизводители проводят регулярную оценку поставщиков и исключают ненадежных партнеров. Во многом это обусловлено тем, что в настоящее время в автомобильной промышленности Нижегородской области сложилась такая ситуация, что предприятия-сборщики конечной продукции (в первую очередь, ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус", ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" и др.) внедрили самые современные системы управления качеством и постоянно их совершенствуют, а качество продукции большинства их поставщиков имеет невысокий уровень, что, естественно, существенно влияет на конечный результат. Так, среди более ста поставщиков ОАО "ГАЗ" (приложение 3) продукция сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов по качеству продукции и организации производства только у 32 предприятий (приложение 4).

Наиболее значимые производители автокомпонентов в Нижегородской области, чья продукция  имеет сертификат качества.

ОАО "Борский стекольный завод" - крупнейший производитель автомобильного стекла. Постоянными клиентами Борского стекольного завода являются: Ford, ВАЗ, ГАЗ, ПАЗ, Ижмаш, УАЗ. Продолжается успешная работа с совместным предприятием "Дженерал Моторс - АвтоВАЗ". Около 80% отечественных автомобилей выходит с конвейеров со стеклами Борского стекольного завода. В октябре 2006 года ОАО "Борский стекольный завод" получил сертификат концерна "Форд" на экспорт стекла европейским производителям машин. В ближайшем будущем ОАО "Борский стекольный завод" намерен начать производство электрообогревательного стекла для "Форда". Это будет первое подобное производство в России. Кроме того, завод стал поставщиком стекла для московского сборочного предприятия ОАО "Автофрамос", производящего автомобили Renault Logan.