Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

Раздел 4
Основные направления развития судостроительной промышленности России


Военное кораблестроение

Утверждена Государственная программа вооружения на 2007 - 2015 годы. Существует прогноз военно-технического сотрудничества. И в значительной степени эти документы до 2015 года должным образом определяют среднесрочную перспективу и определяют потребности в создании военно-морской техники.

В 2007 году на военное кораблестроение будет выделено из федерального бюджета свыше 13 млрд. рублей, однако из них на надводный флот планируется потратить лишь около четверти. Государственная программа вооружения на 2007 - 2015 годы на ближайшие несколько лет отдает приоритет строительству атомных подводных ракетоносцев. В 2007 году надводное кораблестроение получит чуть больше 3 млрд. рублей, на 1 млрд. меньше, чем в 2006 году.

Основные средства в рамках Государственной программы вооружений на 2007 - 2015 годы будут направляться на ядерные стратегические силы.

Следующий сегмент - научно-исследовательский флот. В настоящее время его состав насчитывает 84 судна (в том числе Министерство природных ресурсов Российской Федерации - 11, Росгидромет - 30, Росрыболовство - 15 и Российская академия наук - 28). Средний возраст этих судов - 24 года. И по оценке Минпромэнерго Российской Федерации, к 2015 году подлежат списанию 80 судов.

Морские перевозки

Динамика объема грузооборота российских портов по видам морских перевозок показывает их абсолютно устойчивый рост.

Если в 2002 году грузооборот составлял 261 млн. т., то в 2005 году - 407 млн. т., в 2015 году по прогнозу составит -647 млн. т.

В России сформировалась значительная по своим объемам грузовая база. При этом следует отметить, что наливные и сухие грузы преимущественно имеют экспортную направленность, а все остальные (так называемые "генеральные" грузы) - импортную.

Рост грузооборота создает возможность развития транспортного флота, исходя из того факта, что это наш, отечественный груз. Общая задача - активно наращивать свое присутствие на рынке перевозок.

Морские пароходства уже интегрированы в мировой рынок транспортных услуг. Морской флот отечественных грузоперевозчиков насчитывает сегодня около 1500 судов суммарным дедвейтом около 15 млн. т., что составляет около 2 % от мирового флота и занимает 23-е место в мировом рейтинге.

В 2004 году при общей стоимости фрахта морских судов за перевозку российских внешнеторговых грузов в ~ 9  млрд. долларов доля российских перевозчиков (морских судов под российским флагом) составила лишь $ 0,35 млрд. или 4%. (Для сравнения: прежде эта доля достигала 66%, а общемировая практика развитых морских стран сегодня - 50%). Следовательно, речь идет о ежегодном выпадении из ВВП страны не менее 4,5 млрд. долларов только в связи с отсутствием собственных морских судов для перевозки грузов.

Для полноценной характеристики объёма рынка необходимо отметить, что грузовладельцы и транспортные организации развиваются сообразно росту экономики. Но свои потребности сегодня они реализуют, как правило, на зарубежных верфях. Российские транспортные компании ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство судов на сумму около 1 млрд. долларов.

Доля российских производителей в объеме заказов российских судовладельцев пока ничтожно мала. За последние 10 лет она составляет около 5%. По заказам отечественных судовладельцев можно было бы ежегодно строить на существующих производственных мощностях 30 - 40 морских транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тыс. т. с учётом технических ограничений - невозможности строительства судов водоизмещением более 80 тыс. т.

Речной флот

Значительную долю (примерно четверть) водных перевозок России составляют перевозки по внутренним путям. В 2005 году по ним перевезено более 20 млн. пассажиров. Ежегодно по рекам перевозится более 100 млн. тонн грузов (в 2005 году - более 130 млн. тонн). Из них 80-85% составляют сухие грузы и 15-20% - наливные.

В стране действует более 20 речных пароходств. Многие из них обеспечивают жизнедеятельность сибирских регионов, где река является единственным транспортным средством. В то же время, именно речной флот находится в самом тяжелом состоянии. Сейчас это более 9 тысяч судов, средний возраст которых более 28 лет. Среди факторов, препятствующих обновлению речного флота, прежде всего следует выделить риски, связанные:

- с сезонностью работы и, соответственно, увеличением срока окупаемости,

- с неудовлетворительным состоянием судоходных путей и гидросооружений.

Рыболовный флот

Третий сегмент - рыболовный флот. Прогнозы возможного вылова в исключительной экономической зоне по данным ФГУП "Гипрорыбфлот" указывают на перспективу роста добычи (вылова) рыбы и морепродуктов. Состав рыбопромысловых флотов постоянно меняется. Сейчас он состоит из более 2,5 тысяч судов различного назначения (по составу самым крупным является флот Дальневосточного региона).

Возраст более половины судов свыше 20 лет. В настоящее время около 60% рыбопромысловых судов России эксплуатируются сверх нормативного срока службы. Мощности этого флота будут неуклонно снижаться, и возникает необходимость обновления флота добывающих организаций. Вместе с тем, сложилась негативная практика приобретения подержанных судов иностранной постройки, прежде всего по договорам бербоут - чартера (только за последние два года появилось около 50 судов, бывших в эксплуатации).

В создании больших и средних рыбопромысловых судов отечественная промышленность участия практически не принимает. При этом у российских предприятий (организаций) есть возможность полностью удовлетворять спрос рыбаков в указанном секторе. Для сравнения: в 1986 - 1990 годах построено и сдано заказчику 448 ед. рыбопромысловых судов. В 1991-1995 годах 112 судов, в 2001 - 2004 годах - 26 судов. В 2005 году сдано заказчикам всего 4 (малых) судна. В то же самое время с 1991 по 2005 год ввезено 1174 бывших в эксплуатации рыболовецких судна и списано за эти годы 2244 судна.

Освоение континентального шельфа

В настоящее время завершается работа по подготовке основ государственной политики в сфере изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации и комплексного плана по его реализации, предусматривающего разработку государственной программы создания технических средств, обеспечивающих эффективное изучение и освоение морских нефтегазовых месторождений.

По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия - "Газпрома", "Роснефти" и "Лукойла" - освоение шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн. тонн нефти и до 160 млрд. куб. метров газа с необходимой инфраструктурой обслуживания.

Учитывая, что по ряду проектов освоение уже началось, и многие заказчики начали реализовывать свои потребности, остро стоит проблема обеспечения полноценного участия в этих работах отечественной промышленности.

Всего для выполнения прогнозируемых объёмов работ на период до 2030 года по добыче и транспортировке углеводородов континентального шельфа России потребность в платформах и терминалах оценивается в 55 единиц, а в специализированных транспортных судах в 85 единиц и обслуживающем флоте - около 140 единиц.