Судостроительная отрасль промышленности Нижегородской области в советский период была ориентирована на выполнение государственного оборонного заказа.
Судостроительные предприятия (организации) рассматривались как внутренние судостроительные заводы, дублировавшие работу судостроительных предприятий (организаций), расположенных в приграничных приморских районах. Доля оборонной продукции составляла 70-95% в общем объеме производства. Гражданское судостроение составляло незначительную часть и рассматривалось как легенда-прикрытие. Это предопределило инфраструктуру судостроительных предприятий (организаций), которая характеризуется большим числом вспомогательных производств: механического, металлургического, электромонтажного и, как следствие, более высокой себестоимостью продукции, чем на специализированных верфях.
На территории Нижегородской области проектировались и строились атомные и дизель-электрические подводные лодки, корабли с динамическими принципами поддержания (воздушная подушка, воздушная каверна, подводные крылья, экранопланы), глубоководные спасательные аппараты, вся номенклатура судов вспомогательного флота Военно-Морского Флота, таких как: суда размагничивания и контроля физических полей, суда-мишени и суда для отработки вооружения, плавучие доки и причалы (в том числе из композитных материалов), водолазные суда и суда снабжения боевых кораблей, транспорты для транспортировки и очистки радиоактивных отходов, суда технического флота. Крупнейшие судостроительные предприятия (организации) и проектно-конструкторские организации области: ОАО "Завод "Красное Сормово", ОАО "Судостроительный завод "Волга", ОАО "КБ "Вымпел", ОАО "ЦКБ "Лазурит", ОАО "ЦКБ по СПК им.Р.Е.Алексеева", ОАО "Окская судоверфь", ОАО "Завод "Нижегородский теплоход", ОАО "Судостроительно-судоремонтная корпорация", ОАО "КБ "Монолит".
Судостроительная отрасль не вносит решающего вклада в экономику региона. Основной объем выпуска обеспечивают 5 предприятий (организаций).
Доля судостроения в экономике Нижегородского региона составляет около 1-1,5%. На судостроительных предприятиях (организациях) и предприятиях (организациях), поставщиках комплектующих изделий занято 9,1 тыс. человек.
Выработка в отрасли составляет 425 тыс. рублей на 1 человека.
Выручка от реализации продукции за последние 2 года выросла в 2,3 раза, при сокращении численности занятых на 26%.
Отрасль обеспечивает поступление в областной бюджет 234 млн.руб. в год.
Среднемесячная заработная плата составила 7500 руб. в 2005 году. Объем выпуска продукции в отрасли в 2005 году составил 3,5 млрд. руб.
На схемах представлена доля предприятий (организаций) и проектно-конструкторских организаций в общем объеме производства промышленной и научно- технической продукции судостроительной отрасли Нижегородской области по итогам работы в 2005 году.
Исходя из приведенных таблиц, определяющий вклад в результаты работы судостроительной отрасли вносят ОАО "Завод "Красное Сормово" и ОАО "Окская судоверфь".
Проектно-конструкторские организации: ОАО "КБ "Вымпел", ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" являются головными организациями в области проектирования гражданских транспортных и вспомогательных судов, скоростных грузопассажирских судов различных классов и назначений. ОАО "ЦКБ "Лазурит" - головная организация по разработке и проектированию аварийно - спасательного оборудования для ВМФ.
Судостроительные заводы ОАО "Завод "Красное Сормово", ОАО "Завод "Нижегородский теплоход" имеют сильно развитую машиностроительную базу, позволяющую обеспечить продукцией судового машиностроения все судостроительные и судоремонтные предприятия (организации) региона.
По структуре собственности из предприятий (организаций) судостроительной отрасли имеют долю государственной собственности в акционерном капитале ОАО "Завод "Красное Сормово" (33,03%) и ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" (14,99%), остальные без участия государства.
В настоящее время в связи с сокращением кораблестроительной программы объемы производства продукции для ВМФ резко сократились. Общий объем прямых государственных контрактов в 2005 году составил - 918 млн. рублей, поставка комплектующих для судостроительных заводов страны ОАО "Завод "Красное Сормово"- 700 млн. рублей.
Судостроительные предприятия (организации) Нижегородской области имеют большую долю государственного заказа.
Общий объем размещенного государственного оборонного заказа в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом на 26 %. На предприятиях (организациях) судостроительной промышленности он продолжает занимать значительную долю в общем объеме производства от 30 % до 95 %.
Большая зависимость от оборонного заказа порождает определенные проблемы:
- несовершенство системы государственного заказа, длительный срок строительства кораблей, определяемый недостаточным выделением финансирования со стороны заказчика;
- не ритмичное поступление финансовых средств в течение года от заказчика;
- собственных средств на необходимое перевооружение не хватает;
- в процессе проектирования военных кораблей остро ощущается отсутствие комплектующих изделий отечественного машиностроения, поэтому приходится использовать оборудование иностранного производства, тем самым попадая в зависимость от иностранных производителей.