НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 7 сентября 2006 года № 85-З
Об участии граждан в обеспечении общественного
порядка на территории Нижегородской области
(с изменениями на 2 июля 2013 года)
_______________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 3 октября 2014 года № 139-З
_______________________________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 04.04.2008 № 28-З;
Законом Нижегородской области от 02.07.2013 № 86-З
---------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием | 24 августа 2006 года |
Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области, их социальные гарантии.
1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области (далее - обеспечение общественного порядка).
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно - розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.
Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.
1. Целью участия граждан в обеспечении общественного порядка является непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств и оказание содействия органам исполнительной власти Нижегородской области, правоохранительным и иным государственным органам, органам местного самоуправления в решении ими задач по обеспечению общественного порядка. (в ред.Закона области от 04.04.2008 № 28-З- см. предыдущую редакцию)
2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.
3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
4. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем информирования правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений, содействия в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.
2. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.
Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;
2) самодеятельные группы граждан;
3) народные дружины;
4) общественные пункты охраны порядка.
Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
1. Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.
2. Самодеятельные группы граждан создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и органа местного самоуправления.
3. В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяются законодательством Российской Федерации.
1. Народные дружины создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления, организаций и действуют в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами.
2. Деятельность народных дружин на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Положением о народных дружинах, утверждаемым Правительством Нижегородской области. Указанное Положение определяет:
1) цели, задачи, виды деятельности народных дружин;
2) структуру и порядок формирования народных дружин;
3) порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел;
4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;
5) образцы удостоверения и знаков отличия, подтверждающих статус народного дружинника.
3. Для организации и обеспечения повседневной деятельности народных дружин создается штаб народной дружины, в состав которого входят представители органов местного самоуправления и органов внутренних дел.
1. В народные дружины принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, добровольно изъявившие желание вступить в народную дружину и активно участвовать в обеспечении общественного порядка, способные по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности народного дружинника.
2. Членами народной дружины по обеспечению общественного порядка не могут быть граждане:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Народные дружины могут привлекаться правоохранительными органами к участию в:
1) обеспечении защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, общественного порядка, сохранности собственности физических и юридических лиц;
2) мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;
3) обеспечении безопасности дорожного движения;
4) проведении неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством, законами Нижегородской области;
5) мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;
6) мероприятиях по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) содействии правоохранительным органам в профилактической работе с гражданами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;
8) других мероприятиях, не противоречащих законодательству.
1. Народный дружинник обязан:
1) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
2) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;
3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
4) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.
2. Народный дружинник имеет право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, административных правонарушений;
2) использовать с согласия владельцев транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставления в лечебно- профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
3) пользоваться для связи с органами внутренних дел телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства.
3. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел, обязан выполнять их законные распоряжения.
4. Народный дружинник в порядке, устанавливаемом соответствующим органом внутренних дел, должен проходить правовую подготовку, медицинскую подготовку для оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не вправе:
1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) раскрывать служебную информацию, ставшую им известной в результате участия в обеспечении общественного порядка;
4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.
1. Общественные пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, народных дружин, общественных объединений, органов местного самоуправления, органов внутренних дел в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.
2. Общественные пункты охраны порядка создаются по решению органов местного самоуправления при содействии органов внутренних дел с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.
3. При общественных пунктах охраны порядка могут объединяться граждане для защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, а также для защиты собственности, обеспечения безопасности жилища.
4. Порядок создания, ликвидации общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции, права и обязанности лиц, участвующих в деятельности общественных пунктов охраны порядка, определяются органами местного самоуправления.
Гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка, оказывается поддержка, в том числе путем:
1) принятия органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления нормативных и иных правовых актов, регламентирующих участие граждан в обеспечении общественного порядка;
2) осуществления органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления информационно-методической поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;
2) создания органами местного самоуправления поселений и городских округов условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; (пункт 2 введен Законом области от 04.04.2008 № 28-З)
3) осуществления органами внутренних дел мер по обеспечению личной безопасности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, предоставления необходимой информации о преступности и правонарушениях, а также обучения формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
4) морального и материального поощрения граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и правоохранительными органами;
5) решения иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению и полномочиям органов государственной власти Нижегородской области и местного самоуправления.
(в ред. Закона Нижегородской области от 02.07.2013 № 86-З)