Недействующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 7 сентября 2006 года № 85-З

Об участии граждан в обеспечении общественного
порядка на территории Нижегородской области  

(с изменениями на 2 июля 2013 года)
_______________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 3 октября 2014 года № 139-З
_______________________________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 04.04.2008  № 28-З;
Законом Нижегородской области от 02.07.2013  № 86-З      
---------------------------------------------------------------------------

Принят Законодательным Собранием

24 августа  2006 года



Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области, их социальные гарантии.

    

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области (далее -  обеспечение общественного порядка).

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно - розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

     Статья 2. Правовые основы участия граждан в обеспечении общественного порядка


Правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка  составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними иные  нормативные правовые акты органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.

     Статья 3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка


1. Целью участия граждан в обеспечении общественного порядка является непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств и оказание содействия органам исполнительной власти Нижегородской области, правоохранительным и иным государственным органам, органам местного самоуправления в решении ими задач по обеспечению общественного порядка.  (в ред.Закона области от 04.04.2008  № 28-З- см. предыдущую редакцию)

2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма, уважения личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может  быть индивидуальным и коллективным.

4. Граждане участвуют в обеспечении общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами и органами местного  самоуправления.

   Статья 4. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка

1. Индивидуальное участие  граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется путем информирования правоохранительных  органов о ставших известными  им фактах готовящихся, совершаемых или  совершенных  правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений, содействия в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых знаний и оказания иной помощи правоохранительным органам  в формах, не запрещенных законодательством.

2. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться в форме  внештатного сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате  и действующих  под руководством  их должностных лиц.

 

    Статья 5. Формы коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка


Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка;

2) самодеятельные группы граждан;

3) народные дружины;

4) общественные пункты охраны порядка.

  

   Статья 6. Общественные объединения


Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия  правоохранительным органам  в обеспечении общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации  и своими уставами.

 

    Статья 7. Самодеятельные группы граждан


1. Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться  самодеятельные группы граждан.

2. Самодеятельные группы граждан создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и органа местного самоуправления.

3. В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

     Статья 8. Порядок создания, правовой статус и организация деятельности народной дружины


1. Народные дружины создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления, организаций и действуют в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами.  

2. Деятельность народных дружин на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Положением о народных дружинах, утверждаемым Правительством Нижегородской области. Указанное Положение определяет:

1) цели, задачи, виды деятельности народных дружин;

2) структуру и порядок формирования народных дружин;

3) порядок взаимодействия  народных дружин с органами внутренних дел;

4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;

5) образцы удостоверения и знаков отличия, подтверждающих статус народного дружинника.

3. Для организации и обеспечения повседневной деятельности народных дружин  создается штаб народной дружины, в состав которого входят представители органов местного самоуправления и  органов внутренних дел.

    

  Статья 9. Требования, предъявляемые к гражданам - членам народных дружин, участвующим в обеспечении общественного порядка


1. В народные дружины принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет, добровольно изъявившие желание вступить в  народную дружину и активно участвовать в обеспечении общественного порядка, способные по своим  моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности народного дружинника.

2. Членами народной дружины по обеспечению общественного порядка не  могут быть граждане:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

     Статья 10. Основные направления деятельности народных дружин в обеспечении общественного порядка


Народные дружины могут привлекаться правоохранительными органами  к участию в:

1) обеспечении защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, общественного порядка, сохранности собственности физических  и юридических лиц;

2) мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

3) обеспечении безопасности  дорожного движения;

4) проведении неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством, законами Нижегородской области;

5) мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

6) мероприятиях по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействии правоохранительным органам в профилактической работе с гражданами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

8) других мероприятиях, не  противоречащих законодательству.

     Статья 11. Обязанности и права народных дружинников


1. Народный дружинник обязан:

1) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод  человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

2) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного  обнаружения  народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или административного  правонарушения, охране места происшествия;

3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном  или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

4) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.

2. Народный дружинник имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, административных правонарушений;

2) использовать с согласия владельцев транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставления в лечебно- профилактические учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

3) пользоваться для связи  с органами внутренних дел телефонами  и иными средствами связи организаций независимо от форм  собственности, общественных  объединений в случаях, не терпящих  отлагательства.

3. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками органов внутренних дел, обязан выполнять  их законные распоряжения.

4. Народный дружинник в порядке, устанавливаемом  соответствующим органом внутренних дел, должен проходить правовую подготовку, медицинскую подготовку для оказания доврачебной  помощи пострадавшим.

     Статья 12. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении общественного порядка


Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не вправе:

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) раскрывать служебную информацию, ставшую им известной в результате  участия в обеспечении общественного порядка;

4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.

   

  Статья 13. Общественные пункты охраны порядка


1. Общественные  пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, народных дружин, общественных объединений,  органов местного самоуправления, органов внутренних дел  в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.

2. Общественные пункты охраны порядка создаются по решению органов местного самоуправления при содействии  органов внутренних дел с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.

3. При общественных пунктах охраны порядка могут объединяться граждане для защиты жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства, а также для защиты собственности, обеспечения безопасности жилища.

4. Порядок создания, ликвидации общественных пунктов охраны порядка, их структура, задачи и функции, права и обязанности лиц, участвующих в деятельности общественных пунктов охраны порядка, определяются органами местного самоуправления.

   

  Статья 14. Формы поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

Гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка, оказывается поддержка, в том числе путем:

1) принятия органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления нормативных и иных правовых актов, регламентирующих участие граждан в обеспечении общественного порядка;

2) осуществления органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления информационно-методической поддержки граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;

2) создания органами местного самоуправления поселений и городских округов условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;  (пункт 2  введен Законом области от 04.04.2008  № 28-З)

3) осуществления органами внутренних дел мер по обеспечению личной безопасности граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, предоставления необходимой информации о преступности и правонарушениях, а также обучения формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;

4) морального и материального поощрения граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам  в обеспечении общественного порядка, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и правоохранительными органами;

5) решения иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению и полномочиям органов государственной власти Нижегородской области и местного самоуправления.

     Статья 15. Социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка

    (в ред. Закона Нижегородской области от 02.07.2013  № 86-З)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»