Данные по оценке результативности программных мероприятий показывают, что такие программы являются экономически эффективными за счет существенного увеличения объема предотвращенного ущерба как в абсолютном, так и в относительном (соотношение затрат на превентивные и ликвидационные меры) выражениях. Расходы на предупреждение ЧС и снижение возможного ущерба от них оцениваются на порядок меньше расходов на ликвидацию ЧС.
Расчетный срок окупаемости совокупных затрат на программные мероприятия, которые определяются как разница вложенных в реализацию Программы средств и величины предотвращенного материального ущерба, составляет 3,5-4 года.
В результате реализации Программы за счет средств областного бюджета планируется достичь следующих показателей: снижение (по отношению к среднемноголетним показателям): количества гибели людей на 170-240 человек/год; количества пострадавшего населения на 480-550 чел/год.
Основополагающими критериями для эффективного тушения пожаров являются наличие нормативного количества пожарной техники, ее техническое состояние, наличие в населенных пунктах пожарных депо, обеспечивающих нормативное значение зоны выезда пожарных подразделений. В настоящее время боле 900 населенных пунктов в Нижегородской области не входят в зону 3-х километрового радиуса обслуживания имеющихся пожарных депо.
По Нижегородской области среднее время прибытия на пожар первого пожарного подразделения противопожарной службы Нижегородской области в сельской местности составляет 20 мин. (по России 11,22 мин.). Средняя обеспеченность подразделений пожарной техникой составляет всего 70% от штатной нормы, при этом большинство основных пожарных автомобилей подлежат списанию. Выполнение мероприятий данной Программы, направленных на укрепление материальной базы пожарных подразделений, позволит увеличить показатель оснащенности пожарной техникой до 75%, довести количество пожарных депо до 68% от нормативного, сократить время прибытия первого пожарного подразделения на пожар и довести данный показатель до уровня не ниже среднероссийского, что в целом благоприятно отразится на обеспечении пожарной безопасности населения и предприятий производственно-социальной сферы Нижегородской области.
Положительное решение вопросов финансирования целевой Программы и полная реализация предусмотренных ею мероприятий позволит к 2010 году повысить уровень противопожарной защиты объектов и населенных пунктов, укрепить материально-техническую базу подразделений государственной противопожарной службы, что повысит эффективность областной системы обеспечения пожарной безопасности и будет способствовать устранению негативных тенденций роста количества пожаров, гибели и травмирования людей, увеличения материального ущерба от пожаров.
Результатами реализации Программы станут:
- снижение рисков и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций или их ликвидация;
- повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера.
Социальные последствия выражаются качественными и количественными показателями, характеризующими улучшение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в результате реализации программных мероприятий, а также масштабами работ по социальной реабилитации населения.
Реализация основных программных мероприятий позволит:
- создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров, опасностей, обусловленных террористическими акциями, а также обеспечить более эффективное государственное регулирование их деятельности;
- обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
- повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров;
- обеспечить эффективное управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- повысить уровень информационной безопасности при осуществлении деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций.
Введение в полном объеме к 2009 году комплексной системы оповещения населения позволит обеспечить гарантированное информирование более 95% населения Нижегородской области по вопросам гражданской обороны и защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и террористическими акциями.
В социальной сфере функционирование системы обеспечит:
повышение безопасности жизнедеятельности населения за счет формирования у него культуры поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения;
обеспечение равных условий защищенности для всех социальных групп населения.
В области гражданской обороны в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение) будет обеспечена непрерывность управления гражданской обороной, поступления информации и сигналов оповещения.