Важнейшим результатом проводимой в Российской Федерации налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста. Достигнута значительная степень прозрачности налоговой системы, снизилась налоговая нагрузка на налогоплательщиков, что позволило направить финансовые ресурсы организаций на развитие производственной базы. Как результат - увеличилась налогооблагаемая база по налоговым платежам, определяющим доходную часть бюджета.
Бюджетная и налоговая политика в области доходов в 2007 году и на период до 2009 года будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства и сглаживания возможных отрицательных последствий для доходной базы Нижегородской области от их принятия.
Планируемые на федеральном уровне изменения налогового законодательства в 2007-2009 годах коснутся порядка исчисления ряда налогов, формирующих доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности:
по налогу на прибыль организаций планируется принять решение об уменьшении налогоплательщиками в полном размере налоговой базы на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году, сократить с двух лет до одного года срок отнесения на расходы, уменьшающие налог на прибыль организаций, затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе не давшие положительного результата;
по акцизам на нефтепродукты планируется отказаться от "зачетной" системы уплаты акцизов налогоплательщиками, имеющими свидетельства на осуществление операций с нефтепродуктами, и вернуться к действовавшему ранее порядку уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов, а также ввести дифференциацию ставок на бензин в зависимости от его качества;
по акцизам на алкогольную продукцию планируется ежегодная индексация ставок с учетом прогнозируемых уровней инфляции;
по налогу на доходы физических лиц планируется увеличение существующих социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях, а также на взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования;
по налогу на имущество организаций планируется включение в состав налоговой базы объектов движимого и недвижимого имущества, строительство которого завершено, но права собственности на которые своевременно не зарегистрированы в установленном порядке.
Правительством Нижегородской области в 2007-2009 годах будут осуществлены мероприятия, направленные на развитие налогооблагаемой базы региона, использование административного ресурса в части увеличения собираемости платежей в областной бюджет и взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса:
взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области;
разработка системы мер, направленных на предотвращение фактов выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума и вывода "из тени" доходов граждан, в первую очередь занятых в сфере малого и среднего бизнеса;
организация работ по проведению инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам;
проведение работ по формированию наиболее полной и достоверной информации о налоговой базе по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц путем обмена соответствующими данными между заинтересованными органами;
взаимодействие с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, другими администраторами доходов в части обмена оперативной информацией по платежам в областной бюджет, изменениям налогооблагаемой базы налогоплательщиков, обеспечению налогоплательщиками безусловного исполнения платежных обязательств перед бюджетами всех уровней и с органами местного самоуправления Нижегородской области в части развития собственной доходной базы местных бюджетов.
Будет рассмотрена возможность увеличения ставок по налогам, полномочия по установлению которых переданы на уровень субъектов Российской Федерации, и установления на территории Нижегородской области новых доходных источников.
Одним из приоритетных направлений бюджетной политики на 2007-2009 годы остается дальнейшее увеличение доходов от использования и продажи государственного имущества в результате повышения эффективности его использования.
Политика управления государственной собственностью будет ориентирована на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий субъекта Российской Федерации.
Повышение эффективности использования государственного имущества Нижегородской области будет осуществляться по следующим направлениям:
оптимизация структуры государственной собственности, продажа неэффективных государственных предприятий;
определение стратегии государственного управления по каждому объекту собственности;
повышение конкурентноспособности коммерческих организаций с участием государства, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия их реформированию и прекращению выполнения несвойственных им функций;
развитие рынка недвижимости и увеличение доходов от ее использования путем вовлечения земли и объектов недвижимости в эффективный хозяйственный оборот;
использование доходов областного бюджета от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, в качестве источника дополнительного финансирования областных бюджетных учреждений.