Модернизация сетей и объектов водоснабжения и водоотведения предусматривает как решение задачи снижения сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Настоящее направление Программы отражает произошедшие изменения в законодательстве, регулирующем вопросы реформирования жилищно-коммунального комплекса, направлена на повышение эффективности инвестиционных бюджетных расходов в этих секторах экономики и позволит создать реальные финансовые инструменты привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор. Мероприятия в рамках данного направления Программы соответствуют приоритетам национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и призваны служить инструментом их реализации и достижения поставленных целей.
Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса России характеризуется низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
- высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;
- неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, политизированные и непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов коммунального комплекса, в том числе сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в обновлении и модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению частных инвестиций в жилищный и коммунальный секторы экономики.
Следствием высокого износа и технологической отсталости сетей и объектов водоснабжения и водоотведения является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по Нижегородской области по состоянию на 01.01.2006 физический износ коммунальных сетей водопровода составил 65,3%, сетей канализации - 62,5%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86%, очистных сооружений канализации - 56,2%.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигают 42% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Нижегородской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 40% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% - эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные или полуочищенные воды (стоки) сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
Еще одной причиной высокой степени износа сетей и объектов водоснабжения и водоотведения является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию в 2006-2010 годах оценивается для объектов водоснабжения и водоотведения в 1265 млн. руб., в том числе по пилотным территориям - 1020 млн. руб. (табл. 3.14). Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках указанных подпрограмм направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры отвечает стратегическим интересам России и позволит:
- повысить комфортность условий проживания населения за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
- снизить объемы жилищного фонда, приходящего в ветхое и аварийное состояние;
- снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
- повысить рациональное использование водных ресурсов;
- улучшить экологическое состояние территорий.
Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.
Таблица 3.14
Потребность в инвестициях на модернизацию сетей и объектов
водоснабжения и водоотведения
Наименование муниципального | Стоимость работ | Освоено | Потребность в инвестициях итого, млн. руб. | |||||
района/городского округа | по реконструкции объекта, млн. руб. | средств при реконструкции, млн. руб. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого |
Нижегородская область, всего, в т.ч. | 1 265 | 6 | 108 | 350 | 362 | 231 | 210 | 1 260 |
Пилотные территории, всего, в.т.ч. | 1 020 | 0 | 56 | 272 | 321 | 193 | 178 | 1 020 |
г. Нижний Новгород | 468 | 0 | 51 | 134 | 187 | 51 | 44 | 468 |
г. Дзержинск | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
г. Арзамас | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Балахнинский р-н | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Борский р-н | 550 | 0 | 5 | 138 | 134 | 142 | 132 | 550 |
Выксунский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Богородский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Д.-Константиновский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кстовский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Пильнинский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сокольский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие территории, всего | 245 | 6 | 51 | 77 | 41 | 38 | 32 | 239 |