Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
В рамках данного направления Программы предполагается приоритетное обеспечение строительства объектов коммунальной инфраструктуры на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, где предполагается осуществлять комплексную жилищную застройку.
На выполнение минимального объема работ, связанных с обеспечением вводимого согласно Программе жилья, необходимы инвестиции в размере 11,9 млрд. руб., в том числе на строительство новых объектов и сетей - 6,9 млрд. руб., на модернизацию существующей коммунальной инфраструктуры - 4,4 млрд. руб. (табл. 3.12).
Финансирование строительства и модернизации сетей и объектов коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет собственных средств владельцев сетей и объектов и компенсироваться за счет застройщиков (плата за подключение) и инвестиционной составляющей в тарифе ресурсоснабжающих организаций.
Успешная реализация данного направления Программы позволит обеспечить в 2010 году:
- увеличение объемов жилищного строительства, развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
- формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития коммунальной инфраструктуры;
- увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.
Таблица 3.12
Потребность в финансировании
развития коммунальной инфраструктуры
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого | |
1. Всего затрат, млн. руб. | 1 311 | 3 366 | 4 357 | 1 621 | 1 226 | 11 880 |
в т.ч.: | ||||||
водоснабжение и водоотведение | 613 | 1 613 | 1 939 | 780 | 671 | 5 617 |
теплоснабжение | 225 | 499 | 611 | 241 | 152 | 1 729 |
газоснабжение | 64 | 213 | 357 | 192 | 86 | 913 |
электроснабжение | 409 | 1 040 | 1 449 | 409 | 316 | 3 622 |
2. Строительство всего | 817 | 1 971 | 2 535 | 852 | 684 | 6 859 |
в т.ч.: | ||||||
водоснабжение и водоотведение | 506 | 1 263 | 1 578 | 549 | 462 | 4 357 |
теплоснабжение | 127 | 233 | 292 | 112 | 75 | 838 |
газоснабжение | 36 | 95 | 134 | 41 | 31 | 337 |
электроснабжение | 150 | 381 | 531 | 150 | 116 | 1 327 |
3. Модернизация | 493 | 1 394 | 1 822 | 770 | 541 | 5 021 |
в т.ч.: | ||||||
водоснабжение и водоотведение | 108 | 350 | 362 | 231 | 210 | 1 260 |
теплоснабжение | 99 | 267 | 320 | 129 | 77 | 891 |
газоснабжение | 28 | 119 | 223 | 151 | 55 | 576 |
электроснабжение | 259 | 659 | 918 | 259 | 200 | 2 295 |
Адресный перечень объектов коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, в разрезе муниципальных районов и городских округов представлен в приложении 3.9 к Программе.
Адресный перечень строительства объектов коммунальной инфраструктуры в разрезе муниципальных районов и городских округов представлен в приложении 3.10 к Программе.