Недействующий

Об утверждении областной целевой программы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы (с изменениями на 21 декабря 2007 г.)

3.9. Модернизация сетей и объектов теплоснабжения

Данное направление Программы предусматривает как решение задачи снижения сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по Нижегородской области по состоянию на 01.01.2005 физический износ котельных составлял 54,5%, тепловых сетей - 62,8%.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.

Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн. тонн условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%.

Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов теплоснабжения.

Общая потребность в средствах на модернизацию в 2006-2010 годы оценивается для объектов теплоснабжения в 891 млн. руб. (табл. 3.16). Такой объем инвестиций требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках указанной подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики.

Таблица 3.16


Потребность в инвестициях на модернизацию сетей и объектов теплоснабжения

Наименование

Стоимость

Освоено

Потребность в инвестициях итого, млн. руб.

муниципального района/городского округа

работ по реконструкции объекта, млн. руб.

средств при реконструкции, млн. руб.

2006

2007

2008

2009

2010

Итого

Нижегородская область, всего, в т.ч.

902

11

99

267

320

129

77

891

Пилотные территории, всего, в.т.ч.

835

0

81

242

314

125

74

835

г. Нижний Новгород

735

0

81

211

294

81

69

735

г. Дзержинск

0

0

0

0

0

0

0

0

г. Арзамас

0

0

0

0

0

0

0

0

Балахнинский р-н

20

0

0

11

0

4

5

20

Борский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Выксунский р-н

80

0

0

20

20

40

0

80

Богородский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Д.-Константиновский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Кстовский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Пильнинский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Сокольский р-н

0

0

0

0

0

0

0

0

Прочие территории, всего

66

11

18

25

6

5

3

56


Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.

Мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведут к обеспечению теплоснабжением строящихся в рамках областной Программы жилья, улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставляемых коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение частного капитала в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.