Данное направление Программы предусматривает как решение задачи снижения сверхнормативного износа основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования коммунальных предприятий, максимальное использование всех доступных ресурсов, включая частные инвестиционные и заемные средства, решение задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по Нижегородской области по состоянию на 01.01.2005 физический износ котельных составлял 54,5%, тепловых сетей - 62,8%.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях тепловой энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн. тонн условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%.
Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов теплоснабжения.
Общая потребность в средствах на модернизацию в 2006-2010 годы оценивается для объектов теплоснабжения в 891 млн. руб. (табл. 3.16). Такой объем инвестиций требует создания условий для привлечения частных инвестиций. Поэтому основная система мер в рамках указанной подпрограммы направлена именно на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики.
Таблица 3.16
Потребность в инвестициях на модернизацию сетей и объектов теплоснабжения
Наименование | Стоимость | Освоено | Потребность в инвестициях итого, млн. руб. | |||||
муниципального района/городского округа | работ по реконструкции объекта, млн. руб. | средств при реконструкции, млн. руб. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого |
Нижегородская область, всего, в т.ч. | 902 | 11 | 99 | 267 | 320 | 129 | 77 | 891 |
Пилотные территории, всего, в.т.ч. | 835 | 0 | 81 | 242 | 314 | 125 | 74 | 835 |
г. Нижний Новгород | 735 | 0 | 81 | 211 | 294 | 81 | 69 | 735 |
г. Дзержинск | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
г. Арзамас | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Балахнинский р-н | 20 | 0 | 0 | 11 | 0 | 4 | 5 | 20 |
Борский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Выксунский р-н | 80 | 0 | 0 | 20 | 20 | 40 | 0 | 80 |
Богородский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Д.-Константиновский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кстовский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Пильнинский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сокольский р-н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие территории, всего | 66 | 11 | 18 | 25 | 6 | 5 | 3 | 56 |
Решить проблему повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в регионах возможно только путем объединения усилий федерального центра, регионов, органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций и заимствований.
Мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры приведут к обеспечению теплоснабжением строящихся в рамках областной Программы жилья, улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышению качества предоставляемых коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение частного капитала в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.