Нижегородская область по праву является деловой и политической столицей Поволжья, занимая одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Фокус Правительства области на модернизации существующих и активном строительстве новых предприятий на территории области в стратегически приоритетных секторах экономики обеспечил многократный рост производительности труда в области до 35% от среднего уровня в США. Население области преимущественно занято в секторах экономики с относительно высоким уровнем оплаты труда. Реальные располагаемые доходы населения составляют около 20000 рублей в месяц, что соответствует темпам их роста на уровне 8% в год.
ВРП на душу населения составляет около 10 тыс. долл. США, что соответствует уровню Венгрии и Чехии 2004 года.
Являясь лидером в автомобилестроении, область занимает не менее 25% на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонент, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.
Вследствие уникального географического положения, обеспечивающего доступ к самому большому и привлекательному потребительскому рынку в России, на территории области сформировался масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG). Созданные современные логистические центры обеспечивают эффективную транспортировку сырья и готовой продукции.
Научно-образовательный комплекс является не только сектором, обеспечивающим значительный вклад в экономику области, но и одним из ключевых факторов конкурентоспособности области, обеспечивая ее квалифицированными трудовыми ресурсами и поддерживая высокий уровень инновационной активности в промышленности. Достигнутый уровень развития науки и технологий позволил существенно усилить конкурентные позиции таких секторов экономики как: информационные технологии, радиоэлектроника и приборостроение, оборонный комплекс, авиа- и судостроение, медицинская и фармацевтическая промышленности. При этом в области созданы эффективные механизмы коммерциализации научных исследований, как следствие на базе научно-образовательного комплекса ежегодно создаются десятки новых предприятий с высоким потенциалом роста, привлекательные для венчурных инвесторов. Современные, соответствующие потребностям экономики образовательные программы и развитая инфраструктура позволили значительно усилить экспортный потенциал нижегородских высших учебных заведений. Предоставляя выпускникам ВУЗов возможности для карьерного роста и доступное жилье, Правительство Нижегородской области существенно снизило демографические риски.
С учетом неоднородности территории области в северных районах приоритетное развитие наряду с пищевой промышленностью получили лесопромышленный комплекс и туризм. Растущая потребность в сырьевой базе для производителей продуктов питания явилась катализатором развития агропромышленного комплекса области. При этом сельскохозяйственное производство преимущественно сконцентрировалось в районах, расположенных на юго-западе и юго-востоке области.
Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности нижегородских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов.
Нижегородская область - одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.
__________________________________
1 Производительность труда рассчитывается как отношение выручки (нетто) в секторе от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и пр. обязательных платежей) к среднесписочной численности занятых в секторе
2 Значение в рублях в ценах 2004 года, с учетом доли нетрудоспособного населения более 45%
3 CAGR (Cumulative Average Growth Rate) - кумулятивный среднегодовой темп роста
4 OEM (Original Equipment Manufacture) - оригинальный производитель
5 Традиционные российские производители, в том числе: ГАЗ, ПАЗ, ЗМЗ и другие
6 FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - товары массового спроса, реализуемые преимущественно в розничных сетях
7 В первую очередь общежития, учебные аудитории и оборудование