С учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области были определены следующие "направления главного удара" Правительства:
1. Обеспечение лидерства в области автомобилестроения
2. Создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG)
3. Реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций
Автомобилестроение
Возможность обеспечения лидерства в автомобилестроении обусловлена следующими предпосылками:
- Устойчиво растущим спросом на продукцию сектора (автомобильный транспорт и компоненты) на российском и международных рынках.
- Высокой степенью развития сектора на территории области сегодня и готовностью акционеров РУСПРОМАВТО инвестировать в модернизацию своих активов.
- Наличием на территории области множества машиностроительных, оборонных и приборостроительных предприятий, многие из которых могут стать квалифицированными поставщиками компонентов для автомобилестроения.
- Наличием в области исторически сложившихся технологических традиций и системы подготовки квалифицированных кадров.
- Высокой степенью влияния сектора на другие сектора экономики. Многочисленные примеры из международного опыта подтверждают способность сектора выступать главным катализатором экономического роста территории.
- Уникальным географическим положением Нижегородской области по отношению к ключевым автомобилестроительным центрам в России.
- Существенным потенциалом роста производительности труда в секторе как посредством интенсивной модернизации действующих автомобилестроительных предприятий, так и за счет организации на территории области сборочных производств ведущих международных производителей автомобилей (OEM) и новых производителей автомобильных компонентов.
- Высокий экспортный потенциал снижает риски и повышает устойчивость региональной экономики, при этом география и экспортные возможности производителей автомобильных компонентов значительно шире экспортных возможностей сборщиков автомобилей.
- Высокий стратегический потенциал сектора обеспечивает возможность сохранения и развития компетенций в сфере машиностроения, материаловедения и электроники (до 50% инноваций в автомобилестроении сегодня приходится на ИТ и электронику).
___________________
FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - товары массового спроса, торговля которыми производится преимущественно в розничных сетях
Производство и дистрибуция товаров массового спроса (FMCG)
Фокус Правительства области на производстве и дистрибуции товаров массового спроса обусловлен следующими факторами:
- Рынок производства товаров массового спроса характеризуется устойчивостью, маловероятны резкие спады и глубокие кризисы: 70% рынка FMCG занимают продукты питания, являющиеся предметом первой необходимости, поэтому такие сектора экономики как пищевая и химико-фармацевтическая промышленности будут служить своеобразным амортизатором рисков, связанных с конъюнктурой на мировых рынках или изменениями в политике государства.
- Устойчиво растущий и стабильный спрос на продукты питания, лекарственные препараты, бытовую химию и другие товары массового спроса высокого качества.
- Сопутствующими FMCG товарами могут быть различные товары для дома, что будет стимулировать развитие производства легкой, стекольной и нефтехимической промышленности.
- Низкие инвестиционные барьеры и барьеры на вход, относительно быстрая окупаемость инвестиций и высокий потенциал роста делают сектор привлекательным для инвесторов.
- Уникальное географическое положение Нижегородской области с точки зрения доступа к масштабным потребительским рынкам.
- Высокая степень развития розничных сетей современных форматов в населенных пунктах, находящихся в зоне транспортной доступности для предприятий Нижегородской области.
- Значительный экспортный потенциал сокращает зависимость экономики от конъюнктуры внутреннего рынка.
- В настоящее время на территории Нижегородской области развиты отрасли, специализирующиеся на производстве товаров массового спроса, в том числе пищевая, химико-фармацевтическая и легкая промышленность.
- Уже сегодня есть опыт успешного размещения иностранными компаниями - производителями товаров массового спроса заводов на территории Нижегородской области: Coca-cola, Gallina Blanca, Heineken, Wella.
- В части районов Нижегородской области с ограниченными условиями для эффективного размещения предприятий приоритетных секторов экономики пищевая промышленность может стать основным катализатором роста.