Недействующий

О Программе развития государственной гражданской службы Нижегородской области на период 2006-2010 годов (с изменениями на 23 апреля 2008 г.)

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Нижегородской области в условиях осуществляемых в Российской Федерации реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах государственной власти.

От того, насколько эффективно действуют органы государственной власти, во многом зависит доверие населения к власти в целом, ее успех и эффективность.

Осуществление органами государственной власти своих полномочий и функций определяется, прежде всего, тремя факторами:

- состоянием системы органов государственной власти, их функционально-должностной структуры;

- состоянием кадрового корпуса и, прежде всего, профессионализмом работников органов государственной власти;

- наличием инструментов и способов взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти.

Вопросы повышения эффективности деятельности органов государственной власти Нижегородской области остаются сегодня актуальными. Это связано, главным образом, с тем, что становление института государственной гражданской службы до сих пор идет неупорядоченно и нецеленаправленно.

Одной из важнейших причин низкой эффективности государственной гражданской службы является нечеткость функций органов государственной власти и их структурных подразделений, дублирование функций и стремление органов государственной власти к принятию несвойственных им дополнительных функций, недостаточно высокий профессиональный уровень кадрового корпуса государственной гражданской службы.

В сфере кадрового обеспечения государственной гражданской службы состояние дел в Нижегородской области характеризуется:

- отсутствием единой системы подбора кадров на государственную гражданскую службу;

- наличием высокой текучести (до 15 процентов) кадров государственных гражданских служащих;

- необходимостью значительного обновления профессиональных знаний большого числа государственных гражданских служащих в связи с изменением содержания и условий осуществления функций государственного управления и недостаточным финансированием обучения кадрового корпуса органов государственной власти;

- отсутствием системы оценки профессиональной деятельности и качества работы государственных гражданских служащих;

- отсутствием научно обоснованных критериев, профессиональных требований к государственным гражданским служащим;

- отсутствием системы работы с резервом кадров как основным источником обновления и пополнения кадров.

В основных направлениях формирования и развития кадрового потенциала органов государственной власти необходимо выделить четыре основных блока стратегии кадровой политики:

- управление профессиональной деятельностью кадров государственной гражданской службы;

- правовое обеспечение профессиональной деятельности;

- управление подготовкой кадров;

- формирование корпоративной культуры профессиональной деятельности государственной гражданской службы как особой сферы в системе общественного разделения труда.

Актуальными направлениями реформирования государственной гражданской службы Нижегородской области являются:

- создание единой системы поиска и профессионального отбора наиболее квалифицированных специалистов в органы государственной власти;

- управление профессиональным и должностным ростом государственных гражданских служащих;

- прогнозирование и планирование развития кадрового потенциала органов государственной власти.

Сложившаяся на сегодня практика управления кадровым потенциалом и профессиональной деятельностью государственной гражданской службы не может быть названа благополучной.

Прежде всего, это относится к существующей практике подбора и расстановки профессионально подготовленных кадров в органах государственной власти.

Состояние кадрового корпуса государственной гражданской службы Нижегородской области характеризуется следующими качественными параметрами. Образовательный уровень государственных гражданских служащих Нижегородской области достаточно высок: 89 процентов государственных гражданских служащих имеют высшее образование, 28 процентов имеют второе высшее образование по специализации государственной должности, 10 процентов прошли профессиональную переподготовку, 53 процента повысили квалификацию. Однако, сохраняется ситуация, в которой у значительной части государственных гражданских служащих профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Не устранена практика приема на государственные должности лиц, не соответствующих профессионально-квалификационным требованиям. 41 процент государственных гражданских служащих не имеют достаточного опыта работы на государственной службе, необходимой квалификации, так как их стаж работы на государственных должностях составляет менее пяти лет. Необходимы кардинальные меры по повышению профессионального уровня кадрового состава, особенно в отраслевых министерствах, привлечение на государственную гражданскую службу на конкурсной основе специалистов в области управления, юриспруденции, экономики, финансов.

В качестве механизма решения данной проблемы представляется необходимым: