Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы"

1. Состояние проблемы


Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем.

Динамика основных показателей аварийности за последние 7 лет приведена в приложении 1 к Программе.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:

- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);

- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения; недостаточная поддержка мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны общества;

- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;

- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожно-уличной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;

- несвоевременность обнаружения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и оказания медицинской помощи пострадавшим.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.

Динамика удельного веса ДТП, произошедших по вине водителей отдельных категорий транспорта, приведена в приложении 2 к Программе.

Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. За последние 7 лет (с 1999 по 2005 год) число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось почти на 55 тысяч единиц (приложение 3 к Программе).

В 2005 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД УВД Нижегородской области, возросло на 9874 единицы (приложение 4 к Программе).

При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается. В 2005 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва-Казань (20) и Иваново-Нижний Новгород (5).

Динамика количества ДТП, приходящихся на 10000 транспортных средств, приведена в приложении 5 к Программе.

Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта.

Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.

Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.

Как следствие такого положения, по итогам 2005 года в Нижегородской области отмечен рост всех основных показателей аварийности (Таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели аварийности

В Нижегородской области

В России

2005 г.

2004 г.

Отклонение от 2004 года

Отклонение от 2004 года

Количество ДТП

5137

4511

+13,9 %

+7,1 %

Количество погибших

872

791

+10,2 %

- 1,6 %

Количество раненых

6170

5523

+11,7 %

+ 9,3%


Анализ структуры дорожно-транспортной аварийности в Нижегородской области за 2005 год позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2005 году были наезды на пешехода - 44,1% от общего числа ДТП и столкновения транспортных средств - 28,9% (приложение 6 к Программе).

Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 4029 ДТП (или 78,4% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств правил дорожного движения. Количество погибших в этих ДТП составило 675 человек (77,4% от общего числа погибших), количество получивших ранение - 5216 человек (84,5% от общего числа раненых).

Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП, за указанный период отмечены следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на встречную полосу движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (приложение 7 к Программе).

За 2005 год в Нижегородской области зарегистрировано 1205 дорожно-транспортных происшествий (или 23,5% от общего количества ДТП), совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. В этих ДТП погибли 196 человек и 1427 человек получили ранения.

Среди неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, за указанный период наиболее часто встречающимися были следующие: низкие сцепные качества покрытия (35,4% от общего количества таких ДТП); недостаточное освещение (14,6%); несоответствие параметров дороги ее категории (6%); отсутствие горизонтальной разметки и ограждений.