Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем.
Динамика основных показателей аварийности за последние 7 лет приведена в приложении 1 к Программе.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения; недостаточная поддержка мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны общества;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;
- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожно-уличной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;
- несвоевременность обнаружения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и оказания медицинской помощи пострадавшим.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.
Динамика удельного веса ДТП, произошедших по вине водителей отдельных категорий транспорта, приведена в приложении 2 к Программе.
Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. За последние 7 лет (с 1999 по 2005 год) число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось почти на 55 тысяч единиц (приложение 3 к Программе).
В 2005 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД УВД Нижегородской области, возросло на 9874 единицы (приложение 4 к Программе).
При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается. В 2005 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва-Казань (20) и Иваново-Нижний Новгород (5).
Динамика количества ДТП, приходящихся на 10000 транспортных средств, приведена в приложении 5 к Программе.
Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта.
Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.
Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.
Как следствие такого положения, по итогам 2005 года в Нижегородской области отмечен рост всех основных показателей аварийности (Таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели аварийности | В Нижегородской области | В России | |||
2005 г. | 2004 г. | Отклонение от 2004 года | Отклонение от 2004 года | ||
Количество ДТП | 5137 | 4511 | +13,9 % | +7,1 % | |
Количество погибших | 872 | 791 | +10,2 % | - 1,6 % | |
Количество раненых | 6170 | 5523 | +11,7 % | + 9,3% |
Анализ структуры дорожно-транспортной аварийности в Нижегородской области за 2005 год позволяет сделать следующие выводы.
Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2005 году были наезды на пешехода - 44,1% от общего числа ДТП и столкновения транспортных средств - 28,9% (приложение 6 к Программе).
Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 4029 ДТП (или 78,4% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств правил дорожного движения. Количество погибших в этих ДТП составило 675 человек (77,4% от общего числа погибших), количество получивших ранение - 5216 человек (84,5% от общего числа раненых).
Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП, за указанный период отмечены следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на встречную полосу движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (приложение 7 к Программе).
За 2005 год в Нижегородской области зарегистрировано 1205 дорожно-транспортных происшествий (или 23,5% от общего количества ДТП), совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. В этих ДТП погибли 196 человек и 1427 человек получили ранения.
Среди неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, за указанный период наиболее часто встречающимися были следующие: низкие сцепные качества покрытия (35,4% от общего количества таких ДТП); недостаточное освещение (14,6%); несоответствие параметров дороги ее категории (6%); отсутствие горизонтальной разметки и ограждений.