Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области (с изменениями на 13 ноября 2006 г.)

3.6.5. Мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области (F5)


Исходное состояние и необходимость реформ

В целях обеспечения мониторинга деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, распоряжением Администрации Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 674-р "Об утверждении порядка и формы отчетности руководителей государственных унитарных предприятий" утвержден Порядок отчетности руководителей государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности Нижегородской области. Получаемые сведения о финансово-экономической деятельности государственных унитарных предприятий анализируются, а по результатам анализа принимаются решения о необходимости сохранения этих предприятий в областной собственности и вырабатываются предложения по повышению эффективности их работы.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 26 февраля 2002 года № 120-р утвержден Порядок определения и перечень показателей экономической эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2003 года № 91 "О мерах по повышению эффективности использования имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Нижегородской области" на органы исполнительной власти Нижегородской области возложена обязанность ежегодного утверждения программ деятельности подведомственных им государственных унитарных предприятий.

В целях усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий Нижегородской области распоряжением Правительства Нижегородской области от 3 февраля 2006 года № 63-р унитарные предприятия закреплены за министерствами и иными органами исполнительной власти с обязанностью проводить анализ эффективности деятельности подведомственных предприятий. Аналогичное распоряжение действовало в 2005 году.

Тем не менее, в Нижегородской области существует необходимость оптимизации перечня областных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ (с участием Нижегородской области) исходя из критериев социальной значимости или экономической целесообразности.

Механизм реализации и ожидаемые результаты


На первом этапе реализации Программы планируется:

- провести оценку результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий (в 2007 году - за 2004-2006 годы, в 2008 году - за 2005-2007 годы);

- утвердить систему критериев  для сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области на основе оценки бюджетной и социальной эффективности.

Систематическое проведение оценки результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий позволит проанализировать не только эффективность работы государственных унитарных предприятий, но и выявить имеющиеся у них резервы повышения финансовой результативности. Это мероприятие приобретает особое значение при рассмотрении вопроса о сохранении того или иного унитарного предприятия в составе государственной собственности.

Ежегодно планируется публиковать сводный отчет о результатах деятельности государственных унитарных предприятий в СМИ и сети Интернет.

Будет продолжена работа по оптимизации сети государственных унитарных предприятий путем преобразования их в другие организационно-правовые формы некоммерческих и коммерческих организаций.

В результате проведенных мероприятий к середине 2008 года будет полностью упорядочена сеть государственных унитарных предприятий области. В условиях дефицита объектов социальной инфраструктуры представляется нецелесообразным сохранение в государственной собственности Нижегородской области предприятий, которые могут успешно функционировать, находясь в частных руках. Кроме этого, не оправдано сохранение неэффективных, убыточных государственных унитарных предприятий, если они не выполняют каких-либо особых функциональных обязанностей.

На 1 июля 2008 года не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области, будут удовлетворять установленным критериям для сохранения государственных унитарных предприятий и долей уставного капитала в хозяйственных обществах (на основе оценки их эффективности и общественной значимости).

Альтернативные варианты и возможные риски


В качестве альтернативы проводимых мероприятий рассматривается  полный отказ области от прямого участия в экономике, то есть полный отказ от государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Нижегородской области.

Однако в связи с недостаточной развитостью в настоящее время рынка социальных услуг полный отказ от системы государственных унитарных предприятий сегодня вряд ли осуществим.

Основные риски в реализации данного направления связаны:

- с нестабильностью налогового и бюджетного законодательства;

- с ограниченностью полномочий органов государственной власти Нижегородской области;

- с возможными негативными последствиями административной и земельной реформы.

Некоторый риск обусловлен долгосрочной направленностью Программы. Она не даст немедленных результатов, поскольку направлена на достижение цели именно в долгосрочной перспективе.