3.4.1. Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения (D1)
Исходное состояние и необходимость реформ
Начиная с 2003 года, оценка действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, в том числе из местных бюджетов, осуществляется при помощи формирования ежегодных жилищно-коммунальных бюджетов области и муниципальных образований с последующим мониторингом их исполнения.
Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления Нижегородской области на 2006 год сформированы с учетом 100 процентного возмещения гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг с 1 апреля 2005 года. Законом Нижегородской области от 29 декабря 2005 года № 210-З "Об областном бюджете на 2006 год" органам местного самоуправления рекомендовано осуществить переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" перечисление субсидий на лицевые счета граждан, открытые в кредитных учреждениях, производят органы, осуществляющие исполнение местного бюджета, либо уполномоченные органы, в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В соответствии с графиком перехода муниципальных образований области на персонифицированные социальные счета граждан для зачисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг все муниципальные образования области к началу 2006 года осуществили переход к перечислению субсидий гражданам на лицевые счета, открытые в кредитных учреждениях, или доставке субсидий получателям через отделения федеральной почтовой связи, что повышает ответственность органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений перед гражданами, проживающими на их территории.
Перечисление субвенций из областного фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов на выполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению гражданам Нижегородской области субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 года № 45 "Об утверждении Порядка перечисления субвенций из областного фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Порядок формирования субвенций определяется ежегодно законом об областном бюджете.
В целях сокращения неэффективных и нерациональных расходов областного бюджета необходимо создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления на активизацию реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
Вопросы формирования, предоставления и расходования муниципальными районами и городскими округами субвенций на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг решаются в русле требований Федеральных законов от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На первом этапе реформы будет разработана и утверждена отдельным законодательным актом методика предоставления субвенций муниципальным районам и городским округам Нижегородской области на выполнение государственных полномочий по предоставлению адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На втором этапе муниципальным районам и городским округам Нижегородской области будет предоставлена возможность использования в случае экономии полученных субвенций на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на другие направления финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время право перераспределения фактически сложившейся экономии принадлежит Правительству области.
Информация об установленном и фактическом уровне платежей граждан по каждому муниципальному образованию будет регулярно публиковаться в СМИ и сети Интернет.
Результатом проводимых мероприятий по повышению уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги станет повышение среднего по области фактического уровня платежей населения, что позволит при условии социальной поддержки наименее обеспеченных категорий населения обеспечить снижение нагрузки на бюджет и повысить прозрачность финансовых потоков в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Альтернативные варианты и ожидаемые риски
Альтернативой является сохранение действующей системы, что представляется нецелесообразным в рамках перехода области на бюджетирование, ориентированное на результат, основным принципом которого является соответствие затраченных ресурсов достигнутому результату.