3.6.4. Организация учета объектов, находящихся в областной собственности, и представления информации заинтересованным лицам (F4)
Исходное состояние и необходимость реформ
В Нижегородской области налажен учет государственной собственности, который осуществляется в соответствии с Положением об учете имущества государственной собственности области и ведении Реестра имущества государственной собственности области, утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 20 июня 2002 года № 323-р.
Отраслевыми министерствами, иными органами государственной власти, курирующими государственные предприятия, проводится анализ эффективности деятельности предприятий, представляется экономическое обоснование целесообразности реорганизации, ликвидации, приватизации государственных предприятий либо их сохранения в форме государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Разработаны и действуют следующие нормативные правовые акты:
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 3 февраля 2006 года № 63-р "Об усилении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий Нижегородской области";
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 26 февраля 2002 года № 120-р "Об утверждении порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2002 года № 119 "Об утверждении положения о реестре показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Нижегородской области";
- постановление Администрации Нижегородской области от 12 июля 2001 года № 174 "Об утверждении Положения о порядке зачисления в областной бюджет прибыли государственных унитарных предприятий";
- постановление Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2003 года № 91 "О мерах по повышению эффективности использования имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Нижегородской области".
Тем не менее, в Нижегородской области существует необходимость в дальнейших действиях, направленных на создание условий для развития доходной базы областного бюджета. Эта необходимость обусловлена важностью обеспечения:
- открытости информации об областной собственности, что обеспечивает большую привлекательность приватизируемых объектов и основанное на спросе формирование приватизационной программы;
- соответствия размеров бюджетных доходов от использования областной собственности рыночному уровню.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
На первом этапе реализации Программы планируется:
- утвердить положение о раскрытии информации о государственной собственности, в том числе по отдельным объектам собственности;
- утвердить порядок оценки рыночной стоимости объектов областной собственности независимыми организациями.
Утверждение положения о раскрытии информации о собственности Нижегородской области будет способствовать с одной стороны повышению ликвидности неиспользуемого государственного имущества (создавать оптимальные условия для его последующей продажи), а с другой - способствовать росту кредитоспособности области.
Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в областной собственности, будет предполагать конкурсный отбор независимых организаций.
На втором этапе реализации Программы реформирования будет обеспечена публикация в средствах массовой информации реестра областного имущества с указанием стоимости каждого объекта областной собственности.
В результате реализации мероприятий реформирования увеличатся доходы областного бюджета от использования (или приватизации) государственной собственности, повысится ликвидность государственного имущества.
Альтернативные варианты и возможные риски
Альтернативным подходом может являться сохранение порядка проведения рыночной оценки только в случае совершения операций с имуществом и использование балансовой стоимости для целей бюджетного процесса.
Основным риском при реализации Программы является превышение расходов бюджета на независимую рыночную оценку объектов такой собственности над экономическим эффектом от учета этого показателя в процессе бюджетного планирования. Средством минимизации данного риска будет проведение независимой оценки, в первую очередь, дорогих объектов.