НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 16 ноября 2005 года № 184-З
(с изменениями на 7 сентября 2023 года)
---------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 01.11.2007 № 149-З;
Законом Нижегородской области от 07.03.2008 № 18-З;
Законом Нижегородской области от 05.06.2009 № 69-З;
Законом Нижегородской области от 09.03.2010 № 33-З;
Законом Нижегородской области от 03.11.2010 № 168-З;
Законом Нижегородской области от 22.12.2010 № 212-З;
Законом Нижегородской области от 10.05.2011 № 64-З;
Законом Нижегородской области от 01.11.2011 № 154-З;
Законом Нижегородской области от 12.03.2012 № 21-З;
Законом Нижегородской области от 3.07.2012 № 83-З;
Законом Нижегородской области от 31.07.2012 № 93-З;
Законом Нижегородской области от 04.06.2013 № 69-З;
Законом Нижегородской области от 03.02.2014 № 5-З;
Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 98-З;
Законом Нижегородской области от 05.11.2014 № 155-З;
Законом Нижегородской области от 03.03.2015 № 21-З;
Законом Нижегородской области от 12.05.2015 № 65-З;
Законом Нижегородской области от 13.05.2015 № 66-З; № 67-З;
Законом Нижегородской области от 05.05.2016 № 58-З;
Законом Нижегородской области от 31.05.2017 № 65-З;
Законом Нижегородской области от 04.12.2019 № 157-З;
Законом Нижегородской области от 02.04.2020 № 24-З;
Законом Нижегородской области от 07.09.2023 № 116-З
---------------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием | 27 октября 2005 года |
1. Настоящий Закон закрепляет административно-территориальное устройство (деление) Нижегородской области (далее - административно-территориальное устройство области) и устанавливает порядок его изменения, полномочия органов государственной власти Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область) и органов местного самоуправления в решении вопросов административно-территориального устройства области, порядок учета изменений в административно-территориальном устройстве области.
2. Действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения по изменению административно-территориального устройства области, возникающие в связи с установлением и изменением границ муниципальных образований, наделением муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, преобразованием муниципальных образований. (часть 2 в ред. Законов Нижегородской области от 02.04.2020 № 24-З; от 07.09.2023 № 116-З - см. предыдущую редакцию)
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) административно-территориальное устройство области - территориальная организация области как система административно-территориальных образований, являющихся объектами административно-территориального устройства, установленная для осуществления государственного управления и местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, сложившейся системы расселения жителей области, хозяйственных связей и сформировавшейся инфраструктуры;
2) административно-территориальное образование - часть территории области, имеющая установленные законом или иным нормативным правовым актом границы, статус, наименование, включающая в себя один или несколько населенных пунктов, часть населенного пункта либо являющаяся населенным пунктом;
3) наименование административно-территориального образования - закрепленное в установленном порядке индивидуальное обозначение административно-территориального образования;
4) населенный пункт - компактная территория совместного и постоянного проживания населения, официально получившая такой статус; (в ред.Закона Нижегородской области от 01.11.2007 № 149-З)
5) административный центр - населенный пункт, который в установленном порядке определен как место постоянного нахождения органов государственной власти области и (или) органов местного самоуправления (территориальных органов государственной власти области и (или) органов местного самоуправления).
(Пункт 5- в ред. Закона Нижегородской области от 05.06.2009 № 69-З- см. предыдущую редакцию)
6) территориально обособленная часть населенного пункта - часть территории населенного пункта, отделенная от иных частей территории населенного пункта искусственными сооружениями (мостами, путепроводами, железнодорожными путями и др.) и (или) природными объектами (реками, озерами, оврагами, пустырями и др.).
(Пункт 6 введен Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 98-З)
7) вид административно-территориального образования - совокупность признаков, обуславливающих принадлежность административно-территориального образования к определенному виду;
8) изменение вида административно-территориального образования - форма преобразования административно-территориального образования, связанная с изменением его признаков;
(Пункты 7, 8 введены Законом Нижегородской области от 05.05.2016 № 58-З)
1. Законодательство об административно-территориальном устройстве области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты области, регулирующие вопросы административно-территориального устройства области.
2. Законы, иные нормативные правовые акты по вопросам административно-территориального устройства области, принимаемые в области, должны соответствовать положениям настоящего Закона.
Административно-территориальное устройство области основывается на следующих принципах:
1) самостоятельного, в пределах собственного ведения области, установления административно-территориального устройства области и его приоритета над законодательством области о местном самоуправлении;
(Пункт 1 в ред. Закона Нижегородской области от 05.05.2016 № 58-З - см.предыдущую редакцию)
2) целостности территории области;
3) учета мнения населения, исторически сложившейся системы его проживания, производственных, экономических и социальных связей;
4) содействия рациональному использованию природных ресурсов и социально-экономического потенциала территорий, развитию социальной инфраструктуры и системы коммуникаций.
К полномочиям Законодательного Собрания области в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1) установление административно-территориального устройства области;
2) утверждение Описания границ Нижегородской области;
3) утверждение соглашения об изменении границ между Нижегородской областью и субъектом Российской Федерации;
(Пункт 3 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 03.03.2015 № 21-З -см.предыдущую редакцию)
4) согласование предложений Правительства Российской Федерации об установлении административной подчиненности, определении границ и отводе земель создаваемого закрытого административно-территориального образования на территории области;
5) разработка и внесение проектов нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области;
6) рассмотрение предложений субъектов права законодательной инициативы и принятие нормативных правовых актов области по вопросам изменений административно-территориального устройства области, установленных частью 1 статьи 14 настоящего Закона;
7) создание согласительной комиссии для разрешения спора по вопросу административно-территориального устройства области, находящемуся в компетенции Законодательного Собрания области;
8) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, иными законами области. (в ред.Закона Нижегородской области от 01.11.2007 № 149-З)
1. К полномочиям Губернатора области в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1) согласование с граничащими с Нижегородской областью субъектами Российской Федерации и внесение на утверждение Законодательным Собранием области Описания границ Нижегородской области;
2) согласование с граничащими с Нижегородской областью субъектами Российской Федерации изменения границ области, подписание соглашения об изменении границ между Нижегородской областью и субъектом Российской Федерации и внесение его на утверждение Законодательного Собрания области;
(Пункт 2 в ред. Закона Нижегородской области от 03.03.2015 № 21-З - см. предыдущую редакцию)
3) внесение в Законодательное Собрание области проектов законов, иных нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области;
4) определение органа исполнительной власти области в сфере учета административно-территориальных образований и населенных пунктов;
5) создание согласительной комиссии для разрешения спора по вопросу административно-территориального устройства области, находящемуся в компетенции Губернатора области;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами области.
2. К полномочиям Правительства области в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1) разработка Описания границ Нижегородской области;
2) разработка проектов законов, иных нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области для внесения их Губернатором области в Законодательное Собрание области в порядке законодательной инициативы;
3) подготовка отзывов на проекты нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области, вносимые субъектами законодательной инициативы (кроме Губернатора области) на рассмотрение Законодательного Собрания области;
4) учет административно-территориальных образований, населенных пунктов и изменений в административно-территориальном устройстве области в форме Реестра административно-территориальных образований, городских и сельских населенных пунктов Нижегородской области; (в ред.Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 18-З)
5) подготовка и опубликование справочника "Административно-территориальное устройство Нижегородской области";
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами области.
К полномочиям органов местного самоуправления в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1) разработка и внесение в Законодательное Собрание области законодательных инициатив по вопросам административно-территориального устройства области;
2) выражение мнения по проектам нормативных правовых актов области по вопросам административно-территориального устройства области;
3) образование, преобразование или упразднение внутригородских районов городов областного значения, установление и изменение их границ;
4) участие в организации учета мнения населения по вопросам изменений в административно-территориальном устройстве области;
5) присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры, аннулирование таких наименований в рамках своей компетенции, установленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
(Пункт изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 98-З -см.предыдущую редакцию)
6) Пункт утратил силу Законом Нижегородской области от 03.11.2010 № 168-З- см. предыдущую редакцию
7) создание согласительной комиссии для разрешения спора по вопросу административно-территориального устройства области, находящемуся в компетенции органов местного самоуправления;
8) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами области.
1. Территория области едина и является составной частью территории Российской Федерации.
2. В целях осуществления государственного управления, определения территориальных основ построения системы органов государственной власти и создания оптимальных условий для их функционирования, реализации единой государственной политики с учетом эффективного использования природного, экономического, социального, инфраструктурного потенциала, а также исторических и иных традиций территория области делится на административно-территориальные образования. (в ред.Закона Нижегородской области от 01.11.2007 № 149-З)