Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи всегда была и остается одним из приоритетных направлений работы социальной сферы. В Нижегородской области ежегодно увеличивается количество детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления в загородных детских оздоровительных лагерях, продолжают развиваться малозатратные формы организации занятости, совершенствуется система деятельности профильных лагерей, организация отдыха и занятости детей по месту жительства.
Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Нижегородской области имеет ряд особенностей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое строится через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, организацию информационного обеспечения, укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Система финансирования отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи строится на привлечении средств из различных источников: федерального, областного и местных бюджетов, средств организаций, профсоюзов, родителей, а также спонсорских средств.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Нижегородской области осуществляется круглогодично. Основным этапом является летняя оздоровительная кампания.
В течение последних пяти лет в Нижегородской области отмечается положительная динамика в итогах оздоровительной кампании. Основными формами организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи являются отдых в санаторно-оздоровительных центрах (лагерях) круглогодичного действия, загородных оздоровительно-образовательных центрах (лагерях), лагерях с дневным пребыванием детей, профильных лагерях, а также такие малозатратные формы организации занятости детей, как работа дворовых площадок, прогулочных групп и организация походов и экскурсионных поездок.
Сохранение и укрепление здоровья школьников - одно из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Для сохранения и развития существующей системы отдыха, оздоровления и занятости детей необходимо принятие мер по материально-технической поддержке баз загородных лагерей, созданию условий для обеспечения безопасности пребывания детей в учреждениях, организующих отдых и оздоровление, развитию кадрового потенциала организаторов отдыха и оздоровления.
Материально-техническая база загородных детских оздоровительных центров (лагерей).
Наиболее эффективной формой отдыха и оздоровления детей и подростков являются загородные оздоровительно-образовательные центры (лагеря). За последние 4 года 18 загородных оздоровительных лагерей прекратили работу вследствие их слабой материально-технической базы, высокой степени изношенности инженерных сетей, технологического оборудования, освобождения предприятий от непрофильных активов.
Большинство функционирующих лагерей построено более 50 лет назад и являются сезонными, что приводит к необходимости проведения восстановительных работ после зимнего периода, обеспечения соответствия их материально-технической базы современным санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Для подготовки к оздоровительному сезону 2012 года в 10 лагерях необходимо проведение капитального ремонта.
Сохранение и развитие материально-технической базы загородных лагерей, находящихся в собственности органов местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Сохранение и развитие материально-технической базы лагерей, находящихся на балансе организаций, имеющих регистрацию юридического лица на территории Нижегородской области, предполагается осуществлять за счет средств учредителя.
Укрепление материально-технической базы государственных загородных детских оздоровительных лагерей включает в себя создание более комфортных условий для отдыха и оздоровления детей путем проведения капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, замены оборудования, обеспечения соответствия требованиям законодательства.
В Нижегородской области проводится работа по недопущению перепрофилирования загородных лагерей и по передаче ведомственных лагерей в муниципальную и государственную собственность. За последние три года было передано 8 лагерей.
Обеспечение учреждений, организующих отдых и оздоровление детей квалифицированными кадрами.
В организации эффективного оздоровления, воспитательной работы, содержательного досуга и отдыха детей в период оздоровительной кампании важной составляющей является не только качественное улучшение материально-технической базы оздоровительных учреждений, но и обеспечение должной численности и квалификации кадровых ресурсов. В настоящее время проблема комплектования учреждений квалифицированными кадрами требует принятия мер организационного характера.
Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По состоянию на 1 сентября 2011 года в Нижегородской области проживает свыше 390 тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет, из них более 36 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Более 18 тысяч детей данной категории в первоочередном порядке нуждаются в предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
В соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области к 2020 году прогнозируется увеличение количества детей до 430 тысяч человек. Соответственно возрастет потребность в обеспечении отдыха и оздоровления большего количества детей, потребуется увеличение количества мест в загородных лагерях.
Социальная значимость проблем детского отдыха, оздоровления и занятости обусловливает необходимость их решения при комплексном, системном и целенаправленном подходе органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, различных служб и ведомств, обеспечивающих организацию оздоровительной кампании детей, с использованием программно-целевого подхода.