Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
3.1. Принимает участие в работе по комплексному анализу развития экономики Нидегородской области и разработке необходимых мер по финансовому оздоровлению предприятий и организаций Нижегородской области, стимулирующих увеличение поступлений платежей в бюджеты всех уровней. (пункт 3.16 в ред. постановления Правительства области от 02.06.2020 № 462 - см. предыдущую редакцию)
3.2. Совместно с другими органами исполнительной власти Нижегородской области определяет потребности Нижегородской области в финансовых ресурсах и источниках их покрытия, согласует с Министерством финансов Российской Федерации, исходя из данных для распределения финансовых ресурсов между Российской Федерацией и Нижегородской областью. (пункт 3.2 в ред. постановления Правительства области от 02.06.2020 № 462 - см. предыдущую редакцию)
3.3. Осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования социальной и производственной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
3.4. Организует работу по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, по разработке прогноза консолидированного бюджета Нижегородской области, осуществляет расчет и распределение межбюджетных трансфертов, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов в соответствии с утвержденными методиками. (пункт 3.4 в ред. постановлений Правительства области от 29.12.2015 № 881; от 17.03.2022 № 174; от 15.11.2023 № 987 - см. предыдущую редакцию)
3.4. Осуществляет разработку проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Формирует пакет документов, представляемых в Законодательное Собрание Нижегородской области и контрольно-счетную палату Нижегородской области одновременно с проектом закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.. (пункт 3.4_1 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.03.2022 № 174 - см. предыдущую редакцию)
3.4. Осуществляет взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по подготовке необходимых документов для получения бюджетных кредитов из федерального бюджета, реструктуризации бюджетных кредитов, отчетов по соглашениям о получении бюджетных кредитов.
(Пункты 3.4_1, 3.4_2 введены постановлением Правительства области от 29.12.2015 № 881)
3.5. Организует в установленном порядке исполнение областного бюджета, организует составление и составляет проект закона Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, составляет сводную бюджетную роспись областного бюджета, доводит до главных распорядителей средств областного бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. (Пункт 3.5 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 29.12.2015 № 881; в ред. постановления Правительства области от 17.03.2022 № 174 - см. предыдущую редакцию)
3.6. Участвует совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики в Нижегородской области. (пункт 3.6 в ред. постановления Правительства области от 02.06.2020 № 462 - см. предыдущую редакцию)
3.6. Осуществляет формирование базы данных в разрезе юридических лиц о фактически перечисленных налоговых платежах в консолидированный бюджет Нижегородской области. (пункт 3.6_1 введен постановлением Правительства области от 02.06.2020 № 462 )
3.7. Участвует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области в разработке инвестиционной политики, в подготовке предложений по осуществлению инвестиционной деятельности за счет средств областного бюджета, а также других средств, представленных на возвратной основе. Управляет финансовыми активами Нижегородской области и осуществляет контроль за их эффективным использованием. (пункт 3.7 в ред. постановления Правительства области от 02.06.2020 № 462 - см. предыдущую редакцию)
3.8. Совместно с другими органами власти участвует в подготовке государственных программ Нижегородской области, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет областного бюджета.
(Пункт 3.8 в ред. постановления Правительства области от 20.11.2013 № 861 - см. предыдущую редакцию)
3.9. Принимает участие в разработке проектов законов Нижегородской области и других нормативных актов, издаваемых органами государственной власти Нижегородской области.
3.10. пункт исключен постановлением Правительства области от 21.03.2014 № 182 - см. предыдущую редакцию
3.11. пункт исключен постановлением Правительства области от 21.03.2014 № 182 - см. предыдущую редакцию
3.12. Осуществляет управление государственным долгом Нижегородской области.
3.13. По поручению Правительства Нижегородской области разрабатывает программу государственных внутренних заимствований Нижегородской области, условия выпуска и размещения государственных займов Нижегородской области.
Осуществляет государственные внутренние заимствования от имени Нижегородской области, в том числе осуществляет работу по привлечению заемных средств.
Осуществляет выпуск государственных ценных бумаг (выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Нижегородской области).
В рамках программы государственных внутренних заимствований Нижегородской области реализует на территории Нижегородской области меры по совершенствованию долговой политики, направленные на своевременное исполнение долговых обязательств Нижегородской области и минимизацию расходов на обслуживание государственного долга.
Осуществляет ведение государственной долговой книги Нижегородской области.
Обеспечивает передачу в Министерство финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах Нижегородской области, отраженной в государственной долговой книге Нижегородской области, а также информации о долговых обязательствах муниципальных образований Нижегородской области в объеме, порядке и сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации.
Осуществляет анализ финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственной гарантии Нижегородской области, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Нижегородской области.
(пункт 3.13 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.03.2022 № 174 - см. предыдущую редакцию)
3.14. пункт исключен постановлением Правительства области от 28.04.2008 № 165
3.15. Участвует в разработке предложений по совершенствованию системы органов исполнительной власти Нижегородской области и их организационной структуры, подготавливает предложения о размерах фонда оплаты труда работников органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на их содержание, и методологическое руководство работой финансовых органов в этой области.