Низкий уровень доходов значительной части населения, социальная нестабильность и безработица, рост алкоголизма и наркомании, увеличение количества граждан, не имеющих жилья и средств к существованию, размывание нравственных устоев общества неуклонно ведут к увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту числа воспитанников в социальных приютах и детских домах.
В Нижегородской области в органах опеки и попечительства на 1 января 2005 года состоят на учете 12108 детей, оставшихся без попечения родителей. В 55 детских домах воспитываются 2124 ребенка, в специальных (коррекционных) школах-интернатах получают образование 1024 воспитанника-сироты. В 6 домах ребенка находятся 356 детей в возрасте до 3-х лет. В 38 социально-реабилитационных центрах и приютах проживают 302 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Находятся под опекой и попечительством в семьях граждан 7404 ребенка, из них получают опекунские пособия 6685 детей. В 6 детских домах семейного типа воспитывается 21 ребенок. В Нижегородской области созданы 8 приемных семей, в которых живут 30 детей-сирот. В учреждениях начального и среднего профессионального образования получают профессию 1220 учащихся-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении. В банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится информация о 4419 несовершеннолетних, подлежащих устройству в семьи.
Особенно тревожной становятся тенденции роста основных показателей увеличения количества детей, требующих заботы государства (приложение 1).
В условиях бюджетного дефицита наблюдается систематическая нехватка финансовых и материальных ресурсов для обеспечения муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средств, выделяемых муниципальными бюджетами, не хватает на покрытие объективных потребностей текущей деятельности учреждений. Поддержка функционирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит дополнительно в рамках нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 № 293, и за счет привлеченных спонсорских средств.
Данная программа была принята и реализуется для достижения следующих целей:
совершенствования процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ресурсного обеспечения процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
научно-методического и нормативно-правового обеспечения процесса социализации;
укрепления материально-технической базы действующих детских домов, реконструкции зданий для открытия новых учреждений;
разработки и реализации мер по предупреждению сиротства.
Реализация нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы стала этапом в общей системе организации защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поставленные цели достигнуты в полном объеме не были в связи с тем, что проблемы социального сиротства с каждым годом выходят на новый, более сложный виток. Меняется законодательство Российской Федерации. Происходит неуклонный рост расходов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей. Здания и сооружения, построенные более 30-40 лет назад, долго оставались без капитального ремонта, без соответствующего обслуживания и финансового обеспечения. Проверки учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, выявили, что условия содержания детей более чем в 70 процентах учреждений не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам из-за нехватки площадей или их неудовлетворительного состояния. В большинстве учреждений не соблюдается тепловой режим. Серьезных финансовых вложений требует реабилитационная и медицинская база, необходимо строительство учебных мастерских, оснащение кабинетов социально-бытовой ориентировки.
В рамках реализации нижегородской областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы было приобретено 142 квартиры для 155 детей-сирот и лиц из их числа. Но проблема обеспечения жильем данной категории граждан становится все более острой. В органах местного самоуправления в льготных очередях на получение жилья стоят более 1500 человек. Из них 353 - это лица из числа детей-сирот, то есть в возрасте от 18 до 23 лет, окончившие либо заканчивающие образовательные учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть обеспечены жильем органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 2002 года началось активное увеличение количества учащихся сирот в учреждениях профессионального образования (в 2002 году - около 800 учащихся-сирот, в 2004 году - около 2000 учащихся-сирот), что является отражением резкого увеличения количества воспитанников детских домов в середине 90-х годов. На данный момент только в 8 учреждениях начального и среднего профессионального образования Нижегородской области обучаются по 40-60 детей-сирот. Таким образом, фактически эти учреждения выполняют не свойственные им функции детских домов, не имея для этого необходимых финансовых ресурсов и условий.
С 2002 года возросло на 20 процентов количество выпускников-сирот специальных (коррекционных) школ-интернатов. Соответственно учреждения профессионального образования за этот период вынуждены были развернуть сеть коррекционных групп для обучения детей с отклонением в развитии. С учетом специфики контингента коррекционных групп резко возросли затраты на производственное обучение этих детей, что также не предусмотрено в рамках финансирования учреждений профессионального образования.
Принятие Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" повлекло принципиальное изменение в полномочиях органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на субъекты Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Основные позиции по обеспечению детей-сирот в сиротских учреждениях будут реализованы через целевые субвенции по социальной поддержке и социальному обслуживанию. Но финансирование таких мероприятий как реконструкция учреждений, приобретение реабилитационного оборудования и оборудования для социализации воспитанников (мастерские, станки, техника), развитие семейных форм устройства детей-сирот, обеспечение детей-сирот жильем не могут быть предусмотрены целевой субвенцией.
В связи с тем, что проблемы сиротства с каждым годом требуют все большего внимания и более действенных мер по их решению, необходимо продолжить программную работу по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей.