Налоговая и бюджетная политика: 1. Увеличение налогового потенциала региона 2.Реализация эффективной бюджетной политики | 1. Налоговый кодекс РФ, "Программа социально-экономического развития РФ на 2003-2005 г.г.". 2. Бюджетный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.", Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 г.", Основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на 2004 г., "Программа социально-экономического развития РФ на 2003-2005 г.г.". | 1. Программа развития налогового и неналогового потенциала в области, "Программа стимулирования инвестиционной деятельности в НО до 2005 г.". Законы: "О налоге на имущество организаций"; "О гос. поддержке инвестиционной деятельности"; "Положение о порядке предоставления льготы по налогу на прибыль+."; "О ЕНВД". 2. Законы: "Об областном бюджете"; "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития НО"; "О бюджетной системе и бюджетном процессе в НО"; "О гос. социальном заказе в НО". "Программа реформирования управления региональными финансами НО", "Концепция формирования регионального механизма регулирования межбюджетных отношений в НО", "Программа оптимизации расходов социальной сферы области на 2002-2004 г.г.". | 1-2. За 2003 г. в бюджетную систему области поступило 64,3 млрд. рублей налоговых платежей, что на 11,4% больше, чем в 2002 г. Количество плательщиков (юр. лиц) единого налога при упрощенной системе налогообложения в 2003 г. увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с 2002 г. Общая сумма поступлений единого налога при упрощенной системе налогообложения в 2003 г. увеличилась в 2,5раза по сравнению с 2002 г. Завершен переход на казначейское исполнение бюджета. В области разработана процедура государственного заказа. Более 30% расходов бюджета на закупку товаров, работ и услуг распределяются по результатам проведения конкурса. | 1. Высокий удельный вес убыточных предприятий в экономике области (в 2003 г. - 45,2%) сильно снижает налоговый потенциал области. 2. Сохраняется тенденция разрыва между доходами конс. бюджета области и потребностью в расходах в реальном выражении. На бюджете области лежат значительные обязательства по выплате внешнего долга. | |
Инвестиционная политика и внешнеэкономическая деятельность: 1. Увеличение инвестиционного потенциала 2. Развитие внешнеэкономической деятельности | 1. "Программа социально-экономического развития РФ на 2003-2005 г.г.", "Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ", ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ", ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. 2. ФЗ "О координации межд. и внешнеэкономических связей субъектов РФ", ФЗ "Об экспортном контроле", ФЗ "Об основах гос. регулирования внешнеторговой деятелньости". | 1. Закон "О гос. поддержке инвестиционной деятельности на территории НО", "Программа стимулирования инвестиционной деятельности в НО до 2005 г.", "Программа развития свободных экономических зон в НО", Программа "Инновации и высокие технологии в промышленности НО на период 2003-2005гг.", Постановление "О порядке возмещения из областного бюджета части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, осуществляющих льготное кредитование субъектов инновационной деятельности, реализующих приоритетный инновационный проект НО" 2. Закон области "О соглашениях Нижегородской области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей", закон "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории НО", Программа развития сотрудничества между Республикой Беларусь и Нижегородской областью на 2003 - 2005 г.г. | 1. В области наблюдается тенденция роста объема инвестиций в основной капитал: в 2001 г. - 114,1%; в 2002 г. - 134,5%; в 2003 г. - 101,4%. Объем иностранных инвестиций вырос: в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 37,7%. 2. По данным Приволжского таможенного управления внешнеторговый оборот области за 2003 г. составил 2 млрд. долларов, что на 16,4% выше уровня 2002 г. В сфере внешнеторговых отношений действует более 60 Соглашений с регионами РФ, государствами-участниками СНГ, странами дальнего зарубежья. | 1. На инвестиционный процесс негативно влияют: высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе и их краткосрочность, высокая доля убыточных предприятий в экономике области, низкая конкурентоспособность предприятий. 2. В сфере гос. контроля отсутствует механизм, позволяющий отслеживать вновь открытые совместные предприятия. | |
Антимонопольная и ценовая политика: 1. Регулирование деятельности естественных монополий 2. Регулирование цен и тарифов | 1. ФЗ "О естественных монополиях", Постановление Правительства РФ "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий", Постановление Правительства РФ "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий". 2. Постановление Правительства РФ "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", ФЗ "О гос. регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановление Правительства РФ "О совершенствовании механизма гос. регулирования тарифов на услуги связи", Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения об основах гос. регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки", Постановление Правительства РФ "О гос. регулировании цен на лекарственные средства". | 1. Постановление "О мерах по регулированию субъектов естественных монополий в НО", Постановление "О работе органов местного самоуправления по развитию конкуренции и защите прав потребителей", Постановление "Об утверждении Основных направлений промышленной политики НО на 2003-2005 г.г.". 2. Закон "О гос. регулировании цен и тарифов в НО", распоряжение "О регулировании тарифов на услуги промышленного ж-д транспорта", постановление "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия мед. назначения", распоряжение "О реализации основных направлений ценовой политики в НО", постановление "О регулировании тарифов на услуги систем водоснабжения и канализации", распоряжение "О проведении комплексного мониторинга экономического обоснования цен на муку и хлеб". | 1. Регулярно осуществляется комплексный мониторинг деятельности субъектов естественных монополий. На основе результатов анализа проводится политика по снижению удельных издержек и повышение качества оказываемых ими услуг. В 2003 г. ТУ МАП рассмотрено 254 заявления о нарушении Закона РФ "О конкуренции", что на 3,4% меньше, чем в 2002 г. 2. Ценовая политика направлена на снижение темпов инфляции. Темпы роста потребительских цен в 2003 г. сохранились практически на уровне 2002 г. и составили 115,3% (декабрь 2003 г. к декабрю 2002 г.). Регулируются тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с ГЖД, цены на услуги ЖКХ. | 1. Рост цен на услуги естественных монополий опережал повышение цен производителей продукции в реальном секторе экономики. Так, если в отраслях промышленности в 2003 г. ИОЦ составил 117,7% (декабрь к декабрю), то в электроэнергетике: 130,4%, на грузовые перевозки - 129,4%. 2. Темпы роста цен в области остаются выше среднероссийского уровня: в 2003 г. ИПЦ составил в области 115,4% против 112% в РФ Высокий рост цен на электроэнергию, отпущенную сельхозпроизводителям по сравнению с другими потребителями. | |
III. Административно-правовое регулирование | |||||
Территориальная политика: Социально-экономическое развитие территорий. Оценка социально-экономического развития городов и районов | ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 г.г. и до 2015 г.)", ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". | Распоряжение "О программах социально-экономического развития городов и районов", распоряжение "О межведомственном совете по социально-экономическому развитию городов и районов области", постановление "О системе оперативного информирования (СОИ)", распоряжение "О соглашениях с органами местного самоуправления", постановление "Об утверждении "Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов НО на 2005-2006 г.г.". | По результатам оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области за 2003 г. в сравнении со среднеобластным уровнем относительно итогов за 2001 г. количество территорий с высоким уровнем развития уменьшилось с 16 до 12, со средним уровнем увеличилось с 20 до 22, с низким увеличилось с 14 до 17, с крайне низким уровнем социально-экономического развития уменьшилось с 1 до 0. | Существует высокая дифференциация районов по уровню развития. По состоянию на 1 января 2004 г. в некоторых районах области наблюдался высокий уровень безработицы: Ветлужский - 2,1%; Воскресенский - 2%; Кр.Баковский - 2%; Лукояновский - 2,6%. Наблюдается недостаточное финансирование отдельных решений при реализации программ соц.-экон. развития территорий. | |
Решения органов власти, уточняющие предметы ведения и полномочия субъекта РФ, органов МСУ | ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ", Указы Президента РФ "Об основных направлениях реформы МСУ в РФ" и "Об утверждении Основных положений гос. политики в области развития МСУ в РФ", ФЦП гос. поддержки развития мун. образований и создания условий для реализации конституционных полномочий МСУ (2000-2014 г.г.). | Распоряжение "Об организации работы по передаче части полномочий фед. органов исп. власти органам исп. власти НО", закон "Об организации МСУ в НО", распоряжение "О мерах по укреплению МСУ", распоряжения "О Соглашениях с органами МСУ". | В 2003 г. обязательства по Соглашениям с органами МСУ по большинству городов и районов выполнены следующие показатели: по снижению уровня зарегистрированной безработицы - 47 городов и районов; по объему промышленного производства в действующих ценах - 32; по снижению общей задолженности по выплате заработной платы предприятий и организаций всех форм собственности - 28; по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества (с учетом аренды земли) в местный бюджет - 23; по фонду оплаты труда - 34; по розничному товарообороту - 22 и др. | Не упорядочена структура управления некоторых администраций |
- в анализ также включены нормативные документы более раннего срока в связи с их особой важностью
- по данным министерства департамента энергетики, транспорта и связи области