В настоящее время на территории Нижегородской области продолжается процесс перехода к рыночным отношениям, начатый в начале 90-х годов. Процесс реформирования диктуется и регулируется Правительством РФ. Региональные органы власти воздействуют на ход проводимых реформ и регулируют его через принимаемые управленческие меры. Главной целью управленческих решений является дальнейшее создание основ рыночного хозяйства через решение следующих задач:
- реформирование отношений собственности в производстве и стимулирование производства;
- введение новой налоговой системы, ориентированной на развитие реального сектора и малого предпринимательства;
- сокращение задолженностей бюджета, предприятий и организаций, ликвидация проблем невыплат зарплат;
- реформирование социальной сферы (ЖКХ, социального обеспечения, здравоохранения, образования) с целью формирования рынка услуг, обеспечения населения необходимым объемом бесплатных услуг и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Дальнейший ход реформ зависит от действующих форм и методов управления со стороны федеральных и региональных органов власти. Оценка эффективности реализуемых мер важна, т.к. на их основе будет строиться будущее региона. В связи с этим в приложении №7, часть 2 приведен материал по действующим управленческим мерам, принятым органами федеральной и региональной власти в течение 1996-2003 гг. Материал состоит из следующих основных блоков:
- социальная политика,
- модернизация экономики,
- административно-правовое регулирование.
Каждый блок включает в себя: основные направления деятельности органов власти по отраслям экономики; базу нормативных документов, воздействующих на развитие региона; эффективность этого воздействия через оценку динамики соответствующего социально-экономического показателя. Для подготовки материала использованы: справочная система "ГАРАНТ", данные Нижегородского областного комитета государственной статистики, информационные материалы структурных подразделений Правительства области.
Анализ управленческих решений показал, что преобразования экономики области в 1996-2003 гг. проходили по направлениям:
- приватизация государственных и муниципальных предприятий;
- обеспечение населения необходимым объемом социальных услуг;
- развитие конкуренции во всех сферах экономики;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования населения;
- регулирование цен и тарифов;
- регулирование земельных отношений.
Усилия областных органов власти в течение анализируемого периода были направлены на решение таких важнейших проблем, как:
- сокращение значительных неплатежей предприятий и организаций;
- уменьшение несбалансированности бюджета и значительных недоимок по налоговым платежам;
- ликвидация задолженности по выплатам зарплат, пенсий и пособий населению;
- повышение инвестиционной привлекательности области, создание благоприятных условий хозяйствования.
Власти удалось решить часть этих проблем:
- в области появились различные виды основных рынков (рынок услуг, товарный рынок, рынок трудовых ресурсов, банковских услуг и др.);
- в результате приватизации и развития предпринимательства во всех сферах экономики возникли и осуществляют деятельность предприятия и организации различных форм собственности (частная, смешанная, государственная, муниципальная и т.д.);
- в результате реформы бюджетной и налоговой политики отменены отдельные виды налогов и внедрены новые формы налогообложения, снизились государственные расходы;
- у хозяйствующих субъектов появились широкие возможности по участию во внешней торговле, в результате чего активизируется внешнеэкономическая деятельность региона;
- получили динамичное развитие конкурентоспособные сектора экономики: связь, нефтеперерабатывающая промышленность; черная металлургия; стекольная промышленность; начинает восстанавливаться машиностроение;
- активизировалась инвестиционная деятельность, наблюдается мощный приток иностранных инвестиций;