В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" будут продолжены мероприятия по реформированию бюджетного процесса в Нижегородской области.
В 2005 году проведены следующие мероприятия по реформированию бюджетного процесса в области:
- формирование и исполнение бюджетов области строится по новой бюджетной классификации. Бюджетная классификация интегрирована с единым планом счетов бюджетного учета. Вместо 27 разделов функциональной классификации введено 11;
- упорядочение процедур составления и исполнения бюджета. Внесены изменения в Закон Нижегородской области "О бюджетной системе бюджетном процессе в Нижегородской области" в части упрощения процедуры принятия закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Принятие закона об областном бюджете будет осуществляться в два чтения, причем в первом чтении будут полностью определены межбюджетные отношения. Это позволит сократить время разработки и принятия бюджетов органов местного самоуправления области и даст возможность принятия их бюджетов до начала следующего финансового года.
Реформирование бюджетного процесса предполагается осуществить по следующим основным направлениям:
а) выделение при формировании бюджетов действующих и принимаемых обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
В аналитических целях при формировании областного бюджета на 2006 год планируется выделить бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств, не применяя такое выделение при утверждении и исполнении бюджета. К принимаемым обязательствам относятся: увеличение или введение новых трансфертов населению, увеличение заработной платы, денежного довольствия, досрочное погашение государственного или муниципального долга, предоставление услуг сверх установленных нормативов, увеличение ассигнований на действующие или новые программы, новые бюджетные инвестиции, предоставление бюджетных кредитов.
Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств.
б) применение среднесрочного финансового планирования. В целях повышения роли в бюджетном процессе перспективного финансового плана в 2006 году планируется разработать и утвердить Правительством Нижегородской области перспективный финансовый план в текущем году. Утверждение перспективного финансового плана позволит повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета.
в) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Это основное направление реформирования бюджетного процесса, предполагающее переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
В рамках этого направления Правительству области в 2006 году необходимо будет провести следующие мероприятия:
- совершенствование методологии разработки и реализации областных целевых программ;
- использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
- распределение части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию программ;
- расширение полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета;
- оптимизация расходов на содержание бюджетных учреждений.