Основной задачей бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на ближайшие годы остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Решение этой задачи возможно через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета области, повышение конкурентоспособности экономики Нижегородской области, обеспечение социальной помощи нуждающимся.
Бюджетная политика области в 2006 году в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2006 году будет продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных полномочий.
Реформа бюджетной политики будет проведена параллельно с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений. Предпосылки для проведения этих реформ созданы в 2005 году. Принято и подготовлено к принятию значительное количество областных законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Нижегородской области, методик распределения финансовой помощи между муниципалитетами.
Бюджетная и налоговая политика в 2006 году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих задач.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций:
- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области.
Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших проведение реформы бюджетной политики;
- формирование реестров расходных обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих необеспеченные финансированием расходные обязательства;
- повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- построение бюджета на 2006 и последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- сохранение установленных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год: реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативно-правовыми актами Нижегородской области, поддержка материнства и детства, проведение профилактики туберкулеза, наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта, газификация городов и районов области.
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований.