Необходимо постепенно сократить объем предоставления бюджетных средств на возвратной основе в целях оказания финансовой помощи предприятиям с переходом к политике использования бюджета как финансового рычага для инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области.
Основные мероприятия, проводимые для снижения рисков и повышения эффективности использования бюджетных средств:
- повышение качества оценки инвестиционных проектов в целях определения степени экономической целесообразности предоставления средств областного бюджета, уровня финансового состояния и кредитоспособности заемщика, наличие ликвидных источников обеспечения возврата средств.
- отбор инвестиционных проектов на конкурсной основе;
- оказание бюджетной поддержки инвестиционным проектам, соответствующим системе целей социально-экономического развития Нижегородской области;
- оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта;
- минимизация расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта.
5.2. Получение средств от дебиторов областного бюджета.
В целях выявления дополнительных источников для погашения государственного долга необходима реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета:
- систематический анализ существующей структуры задолженностей перед областным бюджетом.
- ведение единой базы данных по дебиторской задолженности областного бюджета.
- юридическая экспертиза договорной базы (в том числе наличие и качество залогового и прочего обеспечения).
- осуществление контроля (предварительного, текущего, последующего) за получателями средств областного бюджета на возвратной основе на всех стадиях бюджетного процесса:
- контроль за сроками возврата средств и перечислением платы за пользование средствами областного бюджета;
- проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности получателей средств областного бюджета;
- выявление нецелевого использования средств областного бюджета, выданных на возвратной основе.
Правительство Нижегородской области проводит целенаправленную деятельность по взысканию имеющихся задолженностей в областной бюджет с минимизацией потерь при возврате просроченных долгов.
На первом этапе - проведение анализа причин возникновения просроченной задолженности в целях принятия варианта урегулирования долга.
Добровольный порядок урегулирования долга. Реструктуризация.
Принятие решения по данному вопросу возложено на комиссию по урегулированию задолженности хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления, возглавляемую первым заместителем Губернатора в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 16 января 2004 года № 14-р.
Основные факторы, которые учитываются при проведении реструктуризации:
- финансовое положение предприятий объективно не позволяет им исполнять свои обязательства по действующим договорам займа;
- предотвращение банкротства, сохранение численности рабочих мест, снижение социальной напряженности на этих предприятиях;
- сохранение источников налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы;
- получение предприятиями возможности проведения модернизации технологических процессов, внедрения новых передовых технологий, что способствует увеличению промышленного потенциала области и увеличению налогооблагаемой базы;
- сохранение возможности реализации социальных программ для работников предприятий.
Принудительный порядок (судебный) урегулирования долга в случае отказа заемщика от добровольного порядка урегулирования.
- обращение взыскания на обеспечение по договору (реализация залога, банковская гарантия, безакцептное списание);
- направление в арбитражный суд иска о взыскании задолженности;