Действующий

О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года

   5. Мобилизация собственных активов области. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в целях снижения потребности в заимствованиях.
     5.1. Принципы выделения бюджетных средств на возвратной основе.

Необходимо постепенно сократить объем предоставления бюджетных средств на возвратной основе в целях оказания финансовой помощи предприятиям с переходом к политике использования бюджета как финансового рычага для инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам социально-экономического развития Нижегородской области.

Основные мероприятия, проводимые для снижения рисков и повышения эффективности использования бюджетных средств:

- повышение качества оценки инвестиционных проектов в целях определения степени экономической целесообразности предоставления средств областного бюджета, уровня финансового состояния и кредитоспособности заемщика, наличие ликвидных источников обеспечения возврата средств.  

- отбор инвестиционных проектов на конкурсной основе;

- оказание бюджетной поддержки инвестиционным проектам, соответствующим системе целей социально-экономического развития Нижегородской области;

- оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта;

- минимизация расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта.     

5.2. Получение средств от дебиторов областного бюджета.

В целях выявления дополнительных источников для погашения государственного долга необходима реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета:

- систематический анализ существующей структуры задолженностей перед областным бюджетом.

- ведение единой базы данных по дебиторской задолженности областного бюджета.

- юридическая экспертиза договорной базы (в том числе наличие и качество залогового и прочего обеспечения).

- осуществление контроля (предварительного, текущего, последующего) за получателями средств областного бюджета на возвратной основе на всех стадиях бюджетного процесса:

- контроль за сроками возврата средств и перечислением платы за пользование средствами областного бюджета;

- проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности получателей средств областного бюджета;

- выявление нецелевого использования средств областного бюджета, выданных на возвратной основе.

Правительство Нижегородской области проводит целенаправленную деятельность по взысканию имеющихся задолженностей в областной бюджет с минимизацией потерь при возврате просроченных долгов.

На первом этапе - проведение анализа причин возникновения просроченной задолженности в целях принятия варианта урегулирования долга.

Добровольный порядок урегулирования долга. Реструктуризация.

Принятие решения по данному вопросу возложено на комиссию по урегулированию задолженности хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления, возглавляемую первым заместителем Губернатора в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 16 января 2004 года № 14-р.

Основные факторы, которые учитываются при проведении реструктуризации:

- финансовое положение предприятий объективно не позволяет им исполнять свои обязательства по действующим договорам займа;

- предотвращение банкротства, сохранение численности рабочих мест, снижение социальной напряженности на этих предприятиях;

- сохранение источников  налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы;

- получение предприятиями возможности проведения модернизации технологических процессов, внедрения новых передовых технологий, что способствует увеличению промышленного потенциала области и увеличению налогооблагаемой базы;

- сохранение возможности реализации социальных программ для работников предприятий.

Принудительный порядок (судебный) урегулирования долга в случае отказа заемщика от добровольного порядка урегулирования.

- обращение взыскания на обеспечение по договору (реализация залога, банковская гарантия, безакцептное списание);

-  направление в арбитражный суд иска о взыскании задолженности;