Действующий

О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года

   4. Исполнение бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета, программы предоставления государственных гарантий и контроль за объемом расходов на обслуживание государственного долга.

В целях исключения рисков возникновения просроченной задолженности при исполнении бюджета необходимо использовать несколько правил:

- в кассовом плане исполнения бюджета источником погашения долговых обязательств являются только собственные доходы;

- привлечение новых заимствований не увязывается по сроку с погашением долговых обязательств;

- все кредитные линии открываются с правом досрочного погашения. Таким образом, бюджет имеет возможность составлять для себя удобный растянутый во времени график погашения кредита и не зависеть от желания кредитора по продлению кредитной линии. Кроме того, всегда существует возможность заменить долговые обязательства на более дешевые ресурсы.

Эти правила позволяют, опираясь на сроки уплаты налоговых платежей в бюджет, четко выдерживать графики погашения и обслуживания долговых обязательств за счет собственных доходов. В случае отсутствия возможности привлечения плановых заимствований ликвидность регулируется через сокращение непроцентных расходов.

Перевод всех бюджетополучателей на казначейскую систему исполнения бюджета позволил обеспечить на счете бюджета ежедневный неснижаемый остаток, который поддерживает ликвидность бюджета. Поэтому право безакцептного списания средств бюджета является достаточным обеспечением для кредиторов.

     4.1. Операции с долговыми обязательствами Нижегородской области

В рамках исполнения областного бюджета и управления государственным долгом осуществляются основные операции с долговыми обязательствами:

- привлечение долговых обязательств;

- обслуживание долговых обязательств;

- погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение;

- досрочный выкуп долговых обязательств;

- использование производных финансовых инструментов с долговыми обязательствами (свопы, сделки РЕПО).

Указанные операции осуществляются на основе положений закона Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год с учётом складывающейся рыночной конъюнктуры.

При исполнении областного бюджета и управлении ликвидностью преимущественно используются следующие инструменты заимствований:

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты;

- кредиты коммерческих банков;

- облигации, номинированные в валюте Российской Федерации;

- государственные гарантии Нижегородской области.

Бюджетные кредиты

В связи с неравномерностью поступления доходов и потребности в финансировании расходов при исполнении бюджета в течение года возникают временные кассовые разрывы, основным видом покрытия которых являются бюджетные кредиты. Короткий срок (шесть месяцев в пределах бюджетного года) и низкая процентная ставка по бюджетным кредитам позволяют

значительно снизить расходы на обслуживание долга, вследствие этого заинтересованность в сохранении данного вида заимствований в структуре долга будет сохраняться.

Кредиты коммерческих банков

Поддержание оптимальной структуры обязательств, является одной из основных задач управления государственным долгом. Несбалансированность бюджета и конъюнктура рынков оказывает значительное влияние на обслуживание долговых обязательств. График платежей составляется таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на бюджет. Однако не всегда удается избежать пиковых нагрузок и возникает необходимость рефинансировать такие выплаты. При изменении рыночных процентных ставок или более выгодных предложений по срокам также возникает необходимость рефинансировать более дорогие или короткие долговые обязательства в целях снижения расходов на обслуживание долга и увеличения общей дюрации долга. Простота и быстрота получения средств, а так же индивидуальные гибкие условия кредитных договоров, делают кредиты коммерческих банков незаменимым инструментом для рефинансирования долговых обязательств. Преимущество отдается кредитам сроком до одного года и "годовым" кредитным линиям с лимитом заложенности, в рамках которых финансирование проводится краткосрочными траншами. Портфель кредитов должен быть достаточно диверсифицирован по кредиторам. Это позволяет создать конкурентную среду и существенно снизить стоимость заимствований.

Облигации, номинированные в валюте Российской Федерации

Длительный срок и большой объем получаемых средств, а так же рыночный способ размещения, обращения и формирования цены делают облигационные займы одним из основных видов заимствований для финансирования бюджета развития и инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Форма заимствований через рыночные долговые обязательства позволяет существенно расширить круг кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность, дальнейшее экономическое развитие и, как следствие, снизить расходы на обслуживание государственного долга Нижегородской области.

     Государственные гарантии Нижегородской области

Государственные гарантии являются одной из форм заимствований, обуславливающей повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области. Однако, учитывая высокие риски гарантийных обязательств, необходимо проводить политику, направленную на ограничение доли условных обязательств в структуре государственного долга. Доля государственных гарантий в структуре долга не должна превышать 15% от общего объема государственного долга Нижегородской области.

Предоставление государственных гарантий должно основываться на следующих принципах: