Действующий

О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года

 2. Стратегия управления государственным долгом Нижегородской области как часть процесса обеспечения экономической безопасности. Система ограничений бюджетной политики Нижегородской области в отношении предельного объема государственного долга.

В качестве базовых показателей, определяющих ограничения в проведении областной заёмной политики, следует признать:

1. Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федераци;

2. Долговую ёмкость областного бюджета;

3. Доступный на рынке капитала объём средств, с приемлемыми условиями по стоимости и срочности;

4. Структуру государственного долга и ограничивающие коэффициенты. Данные показатели являются основой для оценки связанных с долгом рисков, возникающих при исполнении областного бюджета.

Однако основные ограничения, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, являются рамочными и максимально предельными:

- сумма долга не должна превышать суммы доходов за вычетом финансовой помощи от бюджетов других уровней;

- сумма расходов на обслуживание долга не должна превышать 15% от общей суммы расходов бюджета;

- размер дефицита бюджета не должен превышать 15% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

- текущие расходы должны покрываться доходами бюджета, а, следовательно, размер дефицита бюджета не должен превышать объема капитальных расходов.     

При планировании объема государственного долга и составлении программы государственных заимствований планируется введение более четких и жестких критериев, ограничивающих основные параметры бюджета и государственного долга.

В бюджетном анализе и среднесрочном планировании будет применяться подход, основанный на представлении государственных заимствований как источника финансирования капитальных расходов. В его основе лежит модель представления бюджетного баланса (доходы, расходы, источники финансирования) в несколько ином формате, нежели принятая в бюджетном учете. Подобная модель, в частности, используется ведущими международными рейтинговыми агентствами, которые через критерии общей кредитоспособности заемщика анализируют уровень инвестиционной направленности бюджета и роль государственных заимствований.

Главной задачей в управлении государственным долгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и его реальными источниками погашения на любом временном участке.

Другим важным показателем для управления и контроля над объёмом привлекаемых средств является долговая ёмкость бюджета, определяемая как превышение общих доходов бюджета над его текущими расходами без учёта расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени:

     
    , где

     Дi - доходы, поступившие в бюджет, в i-ом периоде;

Ртек i - текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, произведённые в i-ом периоде.

Фактически долговая ёмкость бюджета определяет объёмы погашения и обслуживания существующих и вновь привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счёт общих доходов бюджета. После оценки величины долговой емкости, данные для расчета объема возможных расходов в текущем периоде передаются в систему бюджетного планирования.

Введение ограничения на объем платежей по долгу в текущем году связано с необходимостью контроля совокупной долговой нагрузки на бюджет каждого года. Выполнение данного критерия возможно при увеличении дюрации заимствований. Объем долга может быть большой, но профиль платежей будет растянут на несколько лет, а, следовательно, долговая нагрузка на бюджет будет являться допустимой.

Исходя из финансовой безопасности бюджета, необходимо определить предельный уровень размера долга не более 30% от общих доходов бюджета для эффективного, а уровень не более 40% для безопасного управления государственным долгом.

Сумма долга к погашению в текущем году должна составлять не более 20% от суммы доходов. Данный уровень получен эмпирическим путем и характеризует эластичность бюджета. То есть, мы исходим из пессимистического варианта, когда долг не рефинансируется, а погашается за счет доходов, при этом предельный уровень сокращения расходов, который выдерживает бюджет без социальных последствий составляет 20%.

Эта конструкция может быть сформирована в трех базовых вариантах:

1. Долг к погашению полностью равен профициту бюджета (риск в управлении долгом при устойчивом рынке близок к нулю). В течение года привлекаются только краткосрочные заимствования для покрытия кассовых разрывов.

2. Долг к погашению равен части профицита бюджета (10%) и рефинансированию долгов (10%) (риск в управлении долгом умеренный, при наиболее неблагоприятной ситуации бюджет будет исполнен в рамках Бюджетного кодекса без секвестра). В течение года заимствования привлекаются как для покрытия кассовых разрывов, так и для рефинансирования долга, в объеме 10% .

3. Долг к погашению полностью рефинансируется в объеме 20%, то есть бюджет сформирован без профицита (риск в управлении долгом предельно допустимый, при наиболее неблагоприятной ситуации бюджет без экономических и социальных последствий может быть секвестирован до 80% от первоначального). В течение года заимствования привлекаются как для покрытия кассовых разрывов, так и для рефинансирования долга, в объеме 20% доходов бюджета.