Действующий

О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года

3. Формирование бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета, составление программы заимствований и программы предоставления государственных гарантий, определение суммы расходов на обслуживание государственного долга.     

Правительством Нижегородской области осуществляется ряд мер, направленных на построение прозрачной и эффективной системы управления государственным долгом Нижегородской области:

- публичное раскрытие информации по состоянию финансов области;

- проведение независимого аудита состояния финансов и мероприятия по получению рейтинга области ведущих рейтинговых агентств;

- непрерывный контроль за обслуживанием долга, а так же финансовыми показателями, контролируемыми как на федеральном, так и на областном уровнях;

- формирование и мониторинг системы долговых ограничений для получения адекватной оценки рисков.

В соответствии с установленными критериями и ограничениями планирование объёма и структуры государственных заимствований должно осуществляться в следующем порядке:

1. При составлении прогноза социально-экономического развития Нижегородской области и проекта бюджета на предстоящий финансовый год, а также на три года, рассчитываются прогнозируемые доходы областного бюджета на срок, определяемый срочностью имеющегося долга и планируемых заимствований.

2. На основе анализа и прогноза конъюнктуры рынка капитала определяется доступный объём, возможные срочность и стоимость государственных заимствований Нижегородской области на очередной и последующие финансовые года.

3. Исходя из величины долговой ёмкости областного бюджета, планируемого объёма капитальных расходов и объёма погашаемого государственного долга, а также с учётом ограничений, перечисленных в разделе 2, определяется необходимая сумма и структура заимствований в среднесрочной перспективе.

Управление структурой государственного долга необходимо осуществлять посредством систематического отбора форм заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих снижению стоимости государственного долга Нижегородской области при заданном уровне рисков.

Временная структура долга охарактеризована с применением показателей, отражающих соотношение обязательств с различными сроками погашения, а также интегральных показателей, отражающих усредненные характеристики длительности обязательств (средний срок до погашения).

Одной из наиболее значимых характеристик временной структуры является платежный график:

    , где

Рпог    - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;

Робсл - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
    - ожидаемый платёж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде в соответствии с условиями договоров о предоставлении гарантий.

Соотношение платежного графика с временными графиками потенциальных источников покрытия обязательств характеризует качество временной структуры обязательств. Оптимизация временной структуры обязательств предполагает такое распределение обязательств по времени, которое наилучшим образом соответствовало возможностям областного бюджета по обслуживанию и погашению обязательств.

Сопоставление графика обслуживания обязательств с долговой ёмкостью бюджета даёт представление о свободной долговой ёмкости бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования.

Исходя из рыночной ситуации или целей привлечения, определяется необходимая величина свободной долговой емкости СДЕ, при этом учитываются платежи на обслуживание существующего долга. После чего рассчитывается величина долговой емкости бюджета:

На основании величины долговой емкости бюджета определяется величина расходов без учета расходов на обслуживание долговых обязательств, которую можно осуществить в плановом периоде:     

     


Распределение обязательств по времени должно осуществляться так, чтобы в любой момент область имела возможность осуществить новые заимствования в целях рефинансирования долга либо в иных целях без возникновения риска ликвидности.

Затраты на обслуживание государственного долга Нижегородской области на очередной финансовый год рассчитываются исходя из Программы государственных заимствований Нижегородской области. Сумма расходов на обслуживание государственного долга планируется исходя из пессимистичного прогноза уровня процентных ставок и обменных курсов.  

Увеличение затрат на обслуживание государственного долга Нижегородской области при отклонении параметров финансового рынка от прогнозируемых показателей зависит от рисков, присущим долговым обязательствам находящимся в структуре государственного долга Нижегородской области.

Основной целью управления рисками является их минимизация. С точки зрения основных подходов к минимизации выделяют риски, источники, возникновения которых являются подконтрольными Правительству Нижегородской области, включая кредитный риск, юридические риски и риск противозаконных действий, риск ликвидности, риск платежа, то есть риски данной категории могут быть уменьшены путем проведения соответствующих  мероприятий или иных действий, и риски, связанные с внешними условиями, которые неподконтрольны Правительству области: риск рефинансирования, риск процентной ставки, валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа.

Для минимизации подконтрольных рисков, Правительство Нижегородской области основывается на следующих принципах:

- повышение качества перспективного финансового планирования;