Недействующий

О Стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разработанный Стратегический план социально-экономического развития Нижегородской области включает выявленные на основе системного стратегического анализа социально-экономической ситуации наиболее важные проблемы развития области и основные стратегические направления, определяющие пути решения этих проблем.

Общей основой большинства существующих проблем является центральная проблема управления социально-экономическими процессами в регионе, заключающаяся в противоречии между высоким уровнем ответственности, возлагаемой населением области и федеральным центром на органы государственной власти области, и реальным объемом полномочий, возможностями этих органов влиять на социально-экономические процессы в регионе (в силу ограниченности административных рычагов и недостаточного объема финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении областной власти). В этих условиях в целях повышения степени управляемости социально-экономическими процессами в регионе может быть эффективной только такая стратегия действия региональной власти, которая, во-первых, основывается на принципах регионально-корпоративного управления (соглашения между органами власти всех уровней, основными социально-экономическими субъектами и населением), а во-вторых, направлена на формальное и неформальное укрупнение социально-экономических субъектов (через заключение двусторонних и многосторонних соглашений, формирование кластеров, территориально-производственных комплексов и тому подобных структур).

В связи с тем, что возможности экстенсивного развития экономики области путем более полного использования ныне имеющихся основных фондов примерно к 2010 г. будут практически исчерпаны, выход экономики области к 2015 г. на траекторию устойчивого экономического роста может быть осуществлен только за счет кардинального технического перевооружения производства, внедрения новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах. Это требует, чтобы формируемая "новая экономика", система управления, укрупненные социально-экономические субъекты в области были включены в единую инвестиционно-инновационную систему региона, стимулирующую приток таких инвестиций в экономику области, которые обеспечат качественно новый технологический уровень производства. При этом должен максимально эффективно использоваться тот научно-технический "задел", который имеется ныне в регионе (его характеристика также дана в Стратегическом плане). Эта задача должна быть решена примерно к 2010 г.

Вместе с тем успешное ее решение требует, чтобы параллельно с формированием инвестиционно-инновационной системы и "новой экономики" максимально поддерживалось существование и использование имеющегося в области производственного потенциала, поскольку без развитого производства и "запросов" с его стороны на новые научные результаты и наукоемкие технологии невозможно их успешное развитие и внедрение. Необходимо еще до полного формирования "новой экономики" принимать срочные меры и для решения социальных проблем, в частности, проблемы чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов. Без решения этих проблем не только невозможно решение задачи перехода к "новой экономике" (из-за отсутствия стимулов к этому у большинства населения и участников производства), но и существует вполне реальная опасность резкого обострения социальных противоречий и конфликтов (особенно к 2012-2015гг.), которые могут резко затормозить процесс социально-экономического развития области.

Кроме того, Стратегический план предполагает активные действия органов власти области по обеспечению благоприятных внешних условий для социально-экономического развития области (лоббирование ее интересов на уровне федерального центра, разработка и внесение законопроектов федерального уровня, содействующих более справедливому распределению полномочий и финансовых потоков между центром и регионами).

Основные социально-экономические ориентиры (показатели) развития региона и выполнения Стратегического плана представлены в табл. 3.

     Таблица 3

     Основные социально-экономические ориентиры (индикаторы)
     развития региона

Показатель

Прогнозные ориентиры

2005

2010

2015*

1. Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах 2003 г.), млн.руб.

251490,9

367780,5

527973,5

2. Индекс роста ВРП по отношению к 2000 г.

1,39

2,03

2,93

3. Индекс роста промышленного производства

1,00

1,94

2,08

4. Индекс роста продукции АПК

1,00

1,17

1,23

5. Индекс роста среднедушевых денежных доходов населения

1,00

1,43

1,74

6. Индекс роста доходов консолидированного бюджета области

1,00

1,49

2,08

7. Индекс роста производительности труда

1,00

1,93

2,50

8. Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

0,87

0,69

0,5

9. Уровень бедности, %

18,5

10,0

7,0

10. Обеспеченность жильем, кв.м на 1 чел.

21,0

22,5

24,0


*- предварительная оценка, требующая уточнения в процессе реализации Стратегического плана.

При активной целенаправленной и единой деятельности органов власти области в направлении обеспечения баланса интересов разных социальных групп, между властью, бизнесом и обществом и формирования единой инвестиционно-инновационной системы, а также при благоприятных внешних условиях вполне реально решить те задачи, которые охарактеризованы в Стратегическом плане, и достичь цели обеспечения устойчивого экономического развития области, существенного повышения качества жизни населения, региональной безопасности и личной безопасности граждан.

     

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ВВЕДЕНИЕ+++++++++++++++++++++++++++++++.

2

2. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ +

4

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ. МИССИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ +++.


10

4. СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ+++++++.

13

5. СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ +++.

16

Стратегия 1. Развитие человека через развитие и эффективное использование информационного, образовательного и культурного потенциала области+++


18

Стратегия 2. Формирование наукоемкой экономики инновационного типа++

24

Стратегия 3. Реализация сильной социальной политики, направленной на сближение социальных интересов, и борьба с бедностью+++....................


32

Стратегия 4. Повышение эффективности использования ресурсов области.........

36

Стратегия 5. Развитие и совершенствование региональной рыночной инфраструктуры+++++++++++++++++++++++.+++++++.


42

Стратегия 6. Совершенствование развития городских поселений +......................

47

Стратегия 7. Комплексное развитие сельских территорий +++++++++

51

Стратегия 8 (общая стратегия управления социально-экономическими процессами в регионе). Повышение качества управления +++++++++


58

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА++++++++++

61

7. ОЦЕНКА РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА +++++++++++++++++++++++..


63

8. ЭТАПЫ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА +++++++..

68

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ++++++++++++++++++++.......+++++++

76



Документ утвержден Правительством Нижегородской области 28 января 2005 г.

Разработан при участии руководителей и специалистов министерств Нижегородской области авторским коллективом Волго-Вятской академии государственной службы (ВВАГС).

Основные исполнители: д.ф.н., к.т.н. Шулындин Б.П. (руководитель); д.э.н. Гаврилов А.И. (отв. исполнитель); д.э.н. Жмачинский В.И.;д.с.н., к.т.н. Мальцев В.А.; д.т.н. Надеев А.Т.; д.э.н. Озина А.М.; к.т.н. Данилова О.С., к.э.н. Жигалова Н.Е.

В подготовке отдельных разделов документа принимали участие: д.с.н. Калачева Т.Г., к.ю.н. Некрасов А.И.; к.т.н. Данилов Д.В.; к.э.н. Крапивин В.А.; к.т.н. Савин В.А.

В качестве экспертов и консультантов в работе участвовали представители Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского государственного университета, Нижегородского государственного университета, Нижегородского государственного технического университета, Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, Нижегородской государственной медицинской академии, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, Главного управления Банка России по Нижегородской области, территориального органа Росстата по Нижегородской области, НИИ, КБ, предприятий и организаций области.

При разработке документа использовались материалы:

- выполненные по проекту REAREF, реализуемому Правительством области совместно с Департаментом международного развития Правительства Великобритании и организацией "NI-CO";

- отчета организации "Консультационные услуги бизнесу" (КУБ);

- проекта Стратегического плана социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2010 года, разработанного Министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области;

- Программы социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2010 года, разработанной Министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области;