Недействующий

О Стратегическом плане социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года

    8. ЭТАПЫ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА


Основные этапы реализации Стратегического плана схематически представлены на рис. 6, а их итоги - на рис. 7-19.

     
     Рис. 6.

- На этапе организации осуществляется разработка (корректировка) системы комплексных целевых программ развития отраслей, территорий, хозяйствующих субъектов и создаются необходимые правовые и организационные условия для реализации Стратегического плана. В этом состоит тактическая цель данного этапа.

- На этапе адаптации осуществляется практическое внедрение разработанных механизмов реализации Стратегического плана, приспособление их к реальным условиям. Тактическая цель этого этапа - восстановление управляемости социально-экономическим развитием региона, и роль органов власти как организующей силы здесь исключительно велика.

- Тактическая цель этапа стабилизации заключается в обеспечении устойчивой работы всех секторов экономики, стабильности в социальной сфере и повышении инвестиционной привлекательности региона.

- На этапе восстановления реализуется комплекс мер, направленных на увеличение объемов производства и улучшение условий в социальной сфере экстенсивным путем за счет использования имеющихся резервов (в частности, простаивающих основных производственных фондов). Тактическая цель данного этапа - освоение имеющихся ресурсов.

- На этапе модернизации и обновления основные усилия органов управления и хозяйствующих субъектов направляются на повышение качества технологической базы производства путем ее модернизации и частичного обновления. Тактическая цель данного этапа заключается в создании новой, более эффективной технологической базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих отраслях экономики, социальной и информационной сферах.

- На этапе стабильного роста решается задача постоянного обновления технологической базы региона, позволяющая добиться устойчивого роста производительности труда во всех сферах и, как следствие, роста уровня региональной безопасности и качества жизни населения. Тактическая цель данного этапа - выход на траекторию устойчивого роста.

Оценки ожидаемых результатов реализации плана получены путем математического моделирования с использованием компьютерных комплексов "Динамика региона" и "Демографическая динамика".

В качестве исходных данных для программного моделирования использовалась информация Нижегородского областного комитета государственной статистики об общих показателях социально-экономического развития Нижегородской области в 2003 г., включая объемы промышленного производства, строительства, транспорта, ТЭК, АПК, торговли и услуг, а также существующие оценки состояния основных производственных фондов. Кроме того, в качестве исходной информации использовались данные о консолидированном бюджете области и его структуре, усредненных ставках налогов, численности городского и сельского населения в трех возрастных группах.

Моделирование выполнялось для двух вариантов: оптимистического и пессимистического (охарактеризованы в предыдущем разделе).

    

Рис. 7.


Интегральный индекс безопасности региона рассчитывался с учетом следующих частных показателей: численность населения; численность трудоспособного населения; суммарный объем продукции и услуг; суммарный объем инвестиций; объем основных производственных фондов; доходы консолидированного областного бюджета; расходы консолидированного областного бюджета; объем регионального долга; занятость населения.

    

Рис. 8.


Интегральный индекс качества жизни рассчитывался с учетом следующих частных показателей: среднее значение коэффициента рождаемости; среднее значение коэффициента смертности; среднедушевые доходы населения; годовой объем капитального строительства; годовой объем сельскохозяйственного производства; годовой объем торговли и услуг; занятость населения; уровень преступности; численность населения.

Оптимистический прогноз развития социально-экономической ситуации получен при условии прироста производительности труда на вновь вводимых производственных фондах в 3-3,3 раза и согласованной между всеми хозяйствующими субъектами и органами власти инвестиционной стратегии, в соответствии с которой более половины прибыли расходуется на развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции. Предполагается, что в этих условиях рост объемов производства не будет ограничен спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке (т.е. вся произведенная продукция продается).

Стабилизация индекса безопасности приблизительно на одном уровне объясняется тем, что, несмотря на рост производства фактически по всем отраслям, происходит снижение численности населения (т.е. снижается демографический потенциал).

Более медленный рост объемов сельскохозяйственного производства, по сравнению с другими отраслями, связан с тем, что рост средней производительности труда для данной отрасли по целому ряду причин не может быть столь значительным, как в других отраслях.

    

Рис. 9.

Рис. 10.

Рис. 11.


Рис. 12.