Текущее положение
Одним из важнейших негативных последствий российского общесистемного кризиса для Нижегородской области является сужение объективных возможностей для всестороннего и гармоничного развития человека. Основные проблемы, ограничивающие эти возможности, проявляются в следующем:
- обострение демографической ситуации (устойчивое сокращение численности населения, старение населения, сокращение продолжительности жизни, разрушение института семьи);
- ухудшение состояния здоровья населения области (высокий уровень общей заболеваемости и инвалидизации населения, быстрые темпы распространения социально-опасных заболеваний, наркотиков);
- нарастание процессов разрушения нравственных ориентиров, солидаристских норм поведения, широкое распространение в массовом сознании антисоциальных идеалов и ценностей;
- снижение доступности социальных услуг для отдельных групп населения, особенно в сельской местности, обусловленное коммерциализацией сферы услуг на фоне низкого уровня доходов населения, разрушением материально-технической базы учреждений и организаций, нарастанием проблем кадрового обеспечения (старение кадров, феминизация коллективов);
- увеличение разрыва в доступе различных категорий населения к информации, культурным ценностям;
- слабая преемственность между уровнями образования, слабая ориентированность профессиональной школы на региональные потребности в условиях формирующегося регионального рынка труда;
- маргинализация части населения, детская безнадзорность и беспризорность;
- возрастание угрозы личной и общественной безопасности, низкий уровень раскрываемости преступлений;
- затрудненность социальной адаптации, низкий уровень патриотизма среди молодежи;
- недостаточно эффективная морально-психологическая и идеологическая поддержка созидательно-трудовой деятельности, распространенность в массовом сознании культа наживы и денег;
- отсутствие активной региональной идеологии.
Несмотря на нерешенность многих проблем в социально-гуманитарной сфере, область имеет ряд предпосылок, способных содействовать успешному решению этих проблем. В их числе:
- достаточно высокий интеллектуальный, культурный и духовный потенциалы, эффективное использование которых способно обеспечить восстановление и развитие социально-экономического потенциала области;
- господство в общественном мнении, сознании большинства представителей элит убеждения в необходимости и важности поддержания общественного согласия и партнерства основных субъектов социально-экономических отношений, развитость диалоговых форм взаимоотношения представителей разных наций и народов, политических убеждений, науки и религиозных конфессий;
- активное участие высшей школы и научных организаций области в общероссийских и международных научно-исследовательских и образовательных проектах.
Данная стратегия основана на убеждении, что именно развитие собственно человеческих качеств в человеке и отношений солидарности между людьми могут в современных условиях обеспечить быстрое развитие экономики области и страны в целом. В этих условиях актуальной задачей при проведении экономических преобразований является создание, сбережение, воспроизводство физического, духовного и интеллектуального потенциала населения области.
Цели
Цель 1.1. Объединение и развитие образовательного, интеллектуального, культурного и духовного потенциалов области.
Основной смысл объединения и развития образовательного, интеллектуального, культурного и духовного потенциалов области заключается в создании единого культурно-духовного пространства на территории области.
Действия:
- сохранять и развивать имидж Нижнего Новгорода как крупного инновационного, научного, культурного и образовательного центра ПФО и Российской Федерации;
- стремиться обеспечивать в сфере образования реализацию принципа равных возможностей независимо от материального и социального статуса семей;
- совершенствовать региональный образовательный комплекс в направлении обеспечения преемственности всех уровней образования, соответствия профессиональных образовательных программ потребностям региона в квалифицированных кадрах, развития системы непрерывного образования с разработкой и внедрением региональных нормативов бюджетного финансирования государственных учебных заведений;
- обеспечить рациональное соотношение на территории области государственных и коммерческих образовательных учреждений,
- развивать многоканальную систему финансирования учреждений здравоохранения, образования и науки, культуры;
- усилить направленность научного и вузовского потенциалов на взаимодействие с реальным сектором экономики;
- сделать приоритетной подготовку специалистов для сферы высоких технологий, сферы услуг;