Текущее положение
Нижегородская область традиционно имеет развитую научно-техническую базу для выполнения научных исследований и разработок, особенно в оборонной промышленности. В докризисный период наука была опорной и перспективной сферой региональной экономики. Однако после 1990 г. из отрасли ушло более 80% работ, связанных с госзаказами в военно-промышленном комплексе. Положение еще более усугубила крайне жесткая политика сокращения финансирования научной сферы, не позволяющая осуществлять обновление парка оборудования, пополнять библиотечные фонды, возмещать накладные расходы и т.д.
Сегодня основные ресурсы научной сферы сосредоточены в государственном секторе экономики, который также постепенно переходит к самофинансированию, коммерциализуется и переводится на рыночные рельсы. В 2003 г. в государственной собственности находилось более 51% областных предприятий и организаций, выполняющих научные исследования и разработки, с численностью работающего персонала 89,4% и величиной внутренних затрат - около 84% общего объема.
Существующая ныне разобщенность и разорванность инновационного процесса не позволяет полноценно развиваться инновационной деятельности в регионе. В области пока не создана целостная инфраструктура инновационного развития, ориентированная на рынок.
Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий. Роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции. За счет средств федерального бюджета профинансировано 46% внутренних затрат на исследования и разработки.
В настоящее время в сфере науки недостаточно внимания уделяется развитию фундаментальных исследований (примерно 27,0% в структуре внутренних текущих затрат). Между тем, известно, что наибольший эффект в современных условиях дают прикладные исследования, базирующиеся на новых результатах фундаментальных исследований.
Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП в последние годы увеличилась - с 1,99 до 5,0%. В течение ряда последних лет практически весь объем внутренних затрат концентрировался на выполнении научных исследований и разработок в области технических и естественных наук, удельный вес которых составлял соответственно 87,1 и 12,4%.
Следует отметить, что такие финансовые инструменты развития сферы НИР, применяемые в мировой практике, как венчурное финансирование, система государственных гарантий по кредитам, система страхования - пока не имеют заметного распространения на предприятиях и в организациях области.
Экспертные оценки показывают, что системное управление и эффективное использование инновационного и научного потенциалов Нижегородской области может обеспечить аккумулирование всех ресурсов на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, высокие темпы роста производства конкурентоспособной продукции и, как следствие, ВРП. Более полное использование всех инновационных факторов экономического роста будет содействовать приобретению и удержанию инновационных и технологических преимуществ региона на общероссийском и мировом рынках.
Можно выделить следующие основные проблемы научно-технического, инновационного развития Нижегородской области:
- отсутствие разработанной долгосрочной стратегии инновационного развития области;
- неадекватное потребностям региона развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
- отсутствие целостной системы и единого механизма координации развития, обеспечения и стимулирования инновационной деятельности в регионе, недостаточно широкое развитие сотрудничества вузов и промышленных предприятий;
- отсутствие перспективной программы инновационного развития отдельных секторов экономики области;
- отсутствие должной информационно-пропагандистской работы, обеспечивающей общественное признание научных разработок и внедрение инновационных решений в различных сферах общественной жизни - управленческой, организационной, технологической и технической, а также в здравоохранении, образовании, социальной жизни, экологии;
- отсутствие механизмов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности (слабое финансирование, отсутствие фондов поддержки инновационной деятельности, венчурных фондов, системы инкубации малых инновационных компаний).
Цели
Цель 2.1. Создание организационной структуры региональной инновационной системы.
С целью дальнейшего развития и укрепления научно-технического потенциала Нижегородской области необходимо создание интегрированной инновационной системы, включающей в единый научно-производственный комплекс отраслевые институты, научно-производственные творческие группы, научные школы, ведущие фундаментальные и прикладные исследования.
Инфраструктура инновационной системы должна охватывать все направления обеспечения инновационной деятельности, начиная с формирования полноценной нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности, до создания организационно-проводящей технологической системы, позволяющей эффективно реализовать инновационные разработки и решения в различных сферах. Проводящая система должна иметь инфраструктуру, способную эффективно реализовать нововведения через лабораторные испытания, мелкосерийное производство, апробацию, доработку в технопарках, с последующей реализацией готовых инновационных проектов и решений крупному, среднему и малому бизнесу.
Такое построение региональной инновационной проводящей системы требует перестройки управления инновационными процессами на территории области, которое должно обеспечить координацию научно-изыскательской, проектной и внедренческой деятельности в соответствии с выделенными приоритетными задачами.
Такая система должна опираться на интегрированный по вертикали с органами власти управленческий модуль во главе со специализированной управляющей структурой в Правительстве области, решающей общие региональные задачи инновационного развития на межотраслевом уровне. В систему должны входить Агентство регионального экономического развития и Региональный инновационный центр (РИЦ), представляющий собой диверсифицированную по горизонтали структуру, объединяющую комплекс научных подразделений, творческих коллективов, вузов, НИИ, КБ и коммерческих научных групп, осуществляющих отраслевые научные разработки и исследования. Работа создаваемой инновационной системы должна строиться в соответствии с региональным заказом на целевые научные разработки и инновационные решения. Функции руководства региональной проводящей инновационной системой может выполнять РИЦ.
Его необходимо создать как самостоятельную независимую научно-производственную структуру с комбинированной системой финансирования. Организационно-правовая форма РИЦ может быть выбрана в рамках существующего законодательства. Региональный инновационный центр может быть создан и на корпоративной основе объединения вузов, НИИ, КБ, Торгово-промышленной палаты, но с доминирующим влиянием на его деятельность Правительства области.
Органы государственной власти области могут эффективно использовать созданную инновационную систему, нацелив ее на развитие промышленного и научного потенциалов городов и специальных научных зон, сложившихся научно-технических центров, ориентированных на современные технологии. В перспективе это может превратить область в единый инновационно-производственный комплекс с уровнем развития, близким к мировому.
Действия:
- провести реорганизацию региональной системы управления с перераспределением полномочий министерств и созданием соответствующих структур инновационной системы;
- сформировать Региональный инновационный центр, представляющий собой диверсифицированную по горизонтали структуру, объединяющую комплекс научных подразделений, творческих коллективов, вузов, НИИ, КБ и коммерческих научных групп, осуществляющих отраслевые научные разработки и исследования;
- периодически формировать и утверждать на заседании Правительства области региональный заказ на целевые научные разработки и инновационные решения в основных сферах и отраслях общественного производства;
- сформировать инфраструктуру региональной инновационной системы с финансированием инновационной деятельности на основе консолидации бюджетных и внебюджетных источников, обеспечивающую стимулирование и поддержку венчурного финансирования, ликвидность венчурных инвестиций;