Все охарактеризованные выше стратегии социально-экономического развития области могут быть реализованы только при соответствующей эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области на основе общей стратегии управления социально-экономическими процессами в регионе.
Данная стратегия направлена на решение существующих проблем управления социально-экономическими процессами в регионе, к числу которых относятся следующие противоречия:
- между высокой степенью ответственности государственных органов власти области за развитие социально-экономической ситуации в регионе и реальными административными и экономическими рычагами, имеющимися в их распоряжении, их полномочиями и возможностями влияния на социально-экономические процессы в области;
- между большим числом социально-экономических субъектов, действующих на территории области, и ограниченными возможностями органов государственного управления области на получение информации о деятельности этих субъектов и влияния на нее;
- между интересами разных социально-экономических субъектов, социальных групп;
- между сложностью социально-экономических процессов на территории и ограниченным объемом информации, которая может быть переработана органами государственной власти области для принятия управленческих решений.
Стратегия управления социально-экономическими процессами в области должна иметь следующие основные направления.
1. Эффективное использование административно-политического ресурса органов государственной власти области на основе единства их действий. Эти ресурсы достаточно значительны и могут быть использованы для реализации основных стратегических направлений социально-экономического развития региона, в частности, в форме "индивидуального" сопровождения Правительством крупных инвестиционных проектов, формирования необходимых экономических структур.
2. Широкое использование в управлении социально-экономическими процессами принципа регионально-корпоративного управления. Недостаточность прямых административно-политических и экономических рычагов у государственных органов власти области может быть восполнена внедрением договорных механизмов взаимоотношений между этими органами и субъектами хозяйствования. Такая практика в области имеется. В связи со сложностью перехода к инновационно-ориентированной экономике необходимо договорные механизмы перевести на качественно новый и более высокий уровень - заключения Генерального Соглашения между всеми ветвями государственной власти области, муниципалитетами, представителями бизнеса, институтами гражданского общества (прежде всего, на базе Стратегического плана и в рамках его отработки).
3. Инициирование и поддержка создания формальных и неформальных регионально-интегрированных структур (кластеров, технопарков, территориально-производственных комплексов, зон экономического роста и т.п.). Это позволит не только сконцентрировать ресурсы области на наиболее важных направлениях социально-экономического развития и имеющихся "точках роста", но и поднять степень управляемости социально-экономическими процессами на территории области.
4. Расширение научного обеспечения управленческих решений. Следует создать постоянно работающие структуры, обеспечивающие тесную связь органов государственной власти и местного самоуправления с научными организациями и научной общественностью, необходимую для повышения качества управленческих решений.
5. Внедрение в деятельность системы управления областью принципа так называемого "дуального управления". Традиционная схема управления, в которой модельное обеспечение концентрируется, в основном, в профессиональном опыте руководителей и исполнителей, оказывается в современных условиях крайне неэффективной. Все попытки выхода из этой ситуации чисто экстенсивным путем - за счет увеличения численности аппарата управления - не могут дать положительного эффекта, поскольку лишь увеличивают сложность связей внутри самого аппарата. В соответствии с принципом «дуального управления», подавляющая часть потока оперативной информации фильтруется на соответствующей системе внешних по отношению к субъекту управления моделей и в преобразованном виде поступает субъекту управления для принятия решений. В этой связи необходимо создание математических моделей, компьютерных программ и центров интеллектуальной поддержки управленческих решений.
Примерная схема управления социально-экономическими процессами в области, реализующая выделенные направления, приведена на рис. 3.
Рис. 3. Общая схема системы управления социально-экономическими процессами в области
как основы механизма реализации Стратегического плана
Кроме того, необходимы меры, инициирующие изменение в благоприятную для региона сторону межбюджетных отношений между областью и федеральным центром (лоббирование, законодательные инициативы).