Текущее положение
Область имеет стабильные тенденции развития рыночной инфраструктуры. Наблюдается рост количества агентов, обеспечивающих функционирование регионального рынка, что позитивно отражается на объемах производства и реализации товаров и услуг на внутреннем и внешнем потребительском рынке. Положительные тенденции развития торговли позволили поднять рейтинг Нижегородской области среди субъектов Федерации с 15-го места (1998 г.) до 10-го (2002 г.), а по среднедушевому обороту с 37-го до 22-го места соответственно. Однако неблагоприятные тенденции в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства усилили зависимость региона от поставок продукции из-за рубежа и других регионов, снизили экономическую и продовольственную безопасность.
Сфера материального производства области не обеспечивает комплексного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах из-за существующей диспропорциональности в развитии секторов экономики, выражающейся в ослаблении производственной составляющей и усилении позиции непроизводственной инфраструктуры области.
То обстоятельство, что Нижний Новгород стал центром федерального округа, вносит дополнительные позитивные элементы в развитие региона, что в перспективе должно содействовать оптимизации использования имеющейся производственной, демографической, природно-сырьевой и социально-экономической базы для развития конъюнктуры рынка, развития и укрепления межрегиональных связей.
Рыночный механизм в области должен действовать так, чтобы максимально использовались внутренние возможности региона для роста предпринимательского и производительного потенциала, расширенного воспроизводства населения, а также сохранения нормальной природной среды на территории области.
Все эти задачи требуют не простого количественного роста элементов рыночной инфраструктуры, а качественной перестройки и резкого повышения ее эффективности.
Цели
Цель 5.1. Создание региональных кластерных систем различных типов.
Одним из важнейших направлений совершенствования рыночной инфраструктуры в интересах населения области является формирование кластерных структур в различных отраслях и сферах, прежде всего, в тех, которые являются наиболее перспективными для региона.
Действия:
- разработать концепцию и сформировать автомобильный кластер на базе организаций автопрома, авиационной промышленности, радиопромышленности и других организаций и учреждений науки, органов власти, заинтересованных в участии в прибылях создаваемой мега- или мета-корпорации;
- сформировать сетевой кластер на базе предприятий нефтехимии с участием отраслевых межрегиональных структур, предприятий, организаций, заинтересованных в развитии нефтехимического комплекса;
- разработать концепцию и сформировать логистическую транспортную инфраструктуру области, способствующую рациональной организации товаропотоков на территории перекрестка транспортных коридоров "Север-Юг", "Восток-Запад" с включением в нее основных промышленных и транспортных предприятий региона;
- разработать систему инфраструктурного обеспечения, организационной и таможенной поддержки развития в области рациональной структуры товародвижения, материалопотоков и грузопассажирских перевозок;
- обеспечить строительство транспортных развязок, площадок складирования и перевалки грузов с комплексной обработкой информации и необходимой документации сквозного товаро-, грузо- и пассажиродвижения по транспортным коридорам логистического комплекса области, включая аэровокзальные комплексы "Аэропорт", "Истомино", "Сокол", на основе создания сети специализированных терминалов с полным комплексом транспортно- экспедиционного и другого обслуживания;
- создать сеть специализированных консалтинговых структур и агентств по оказанию юридической, организационной и финансовой поддержки кластерным и логистическим структурам.
Цель 5.2. Развитие инфраструктуры поддержки бизнеса.
Для ускорения развития рыночных отношений в регионе необходимо развитие инфраструктуры поддержки бизнеса с целью создания условий для осуществления цивилизованной коммерческой деятельности.
Действия:
- поддерживать развитие центров и фондов поддержки малого бизнеса;
- принять меры для стимулирования становления и развития товарной, зерновой, лесной бирж, биржи транспортных услуг, центров логистики;
- поддерживать организацию деятельности оптовых рынков, региональных выставок и ярмарок;
- способствовать развитию бизнес-центров, рекламных агентств, обеспечивающих активные формы ведения предпринимательской деятельности;
- совершенствовать систему сертификации услуг розничной торговли и общественного питания;
- совершенствовать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по сокращению административных барьеров при создании и функционировании предпринимательских структур;
- содействовать развитию стационарной торговой сети, обеспечивающей высокое качество обслуживания населения;
- содействовать формированию сети ресторанов, кафе "быстрого питания", оптимизации сферы бытового обслуживания;
- развивать гостиничный и туристический бизнес.