Стратегический план социально-экономического развития области не является документом "прямого действия". Механизм его реализации включает:
- разработку стратегических планов областных министерств и ведомств, стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований;
- разработку комплексной программы социально-экономического развития области, системы целевых программ социально-экономического развития области;
- разработку нормативной базы, проектов документов и заключение на этой основе Генерального соглашения между органами власти и ключевыми представителями бизнеса и общественности;
- совершенствование законодательства, формирование необходимой законодательной базы для реализации Стратегического плана;
- обучение кадров, участвующих в реализации Стратегического плана;
- преобразование системы управления социально-экономическими процессами в области на основе Стратегического плана;
- разработку на основе стратегических планов, комплексной и целевых программ социально-экономического развития области, Генерального соглашения среднесрочных и краткосрочных планов социально-экономического развития области и муниципальных образований, среднесрочных и краткосрочных планов деятельности Правительства области, областных министерств и ведомств, администраций муниципальных образований, их реализацию, мониторинг реализации Генерального соглашения социально-экономическими субъектами;
- создание системы мониторинга и научного сопровождения реализации Стратегического плана, периодический пересмотр и корректировку Стратегического плана и других основанных на нем планов и программ.
В рамках основных стратегических направлений развития области выделены некоторые общие направления деятельности и конкретные действия, которые должны быть применены для реализации плана. Их конкретное сочетание и формы использования должны быть определены в планах и программах, относящихся к механизму реализации Стратегического плана.
Одним из наиболее важных механизмов реализации Стратегического плана на этапе до 2010 года является Программа социально-экономического развития области до 2010 года, разработка которой осуществлялась в тесной увязке с процессом разработки Стратегического плана. Вместе с тем, для реализации Стратегического плана необходима разработка и реализация дополнительных целевых программ, особенно, на период 2011-2015 годов.
Эффективность целевых программ может быть значительно повышена при их укрупнении и объединении в единые программные комплексы (блоки) с учетом выделенных основных стратегических направлений социально-экономического развития области.
Для максимально эффективной реализации Стратегического плана и обеспечения благоприятных внешних условий для социально-экономического развития области необходимо совершенствование законодательства, как федерального, так и областного. Оно должно иметь системный характер и включать законодательные инициативы области, выносимые на федеральный уровень, и совершенствование законодательства области.
Необходима трансформация законодательной базы социально-экономического развития по следующим основным направлениям:
- дифференциация налоговых ставок по наиболее значимым видам налогов в зависимости от направления расходования полученных доходов (с тем, чтобы владельцы предприятий были заинтересованы в реализации мероприятий по техническому перевооружению производства на основе самых современных технологий, в развитии производства и сокращении непроизводительных расходов);
- установление налогового порядка, при котором налоги на доходы, полученные за счет деятельности территориальных подразделений вертикально интегрированных (трансрегиональных) структур, перечислялись в бюджет соответствующей территории;
- установление законодательно закрепленного (исключающего субъективный подход вышестоящих органов государственной власти), но достаточно гибкого соотношения между доходами бюджетов разного уровня, получаемыми за счет налогообложения, которое, с одной стороны, определялось бы с учетом объективных возможностей соответствующих территорий, а с другой стороны, стимулировало бы деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по расширению налогооблагаемой базы и собираемости налогов на территории (это соотношение может формироваться как непосредственно по налоговым поступлениям, так и с учетом дотаций и субвенций территориям со стороны федерального центра);
- установление аналогичного порядка для финансирования центром целевых комплексных программ, имеющих смешанные источники финансирования;
- установление аналогичного порядка для взаимоотношений областного бюджета и местных бюджетов;
- переход к бюджетированию по результатам.
Для реализации мероприятий, предусмотренных Стратегическим планом, необходима разработка нормативно-правового обеспечения, включающая разработку основ для преобразования системы управления социально-экономическим развитием области и заключения и реализации Генерального соглашения.