Из более чем 3,5 миллионов жителей области в сельской местности проживают около 750 тысяч человек (21%). Доля занятых в сельском и лесном хозяйстве составляет примерно 8%, причем в последние 10 лет она устойчиво сокращалась (для сравнения: в 1992 г. - 11,6%).
Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной. Низкий уровень цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, недостаточный спрос на нее, конкуренция со стороны импорта и соседних регионов, бессистемное реформирование предприятий АПК обусловили резкое снижение производственного потенциала сельского хозяйства и всех отраслей агропромышленного комплекса.
Основные проблемы села следующие:
- разрушение материально-технической базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих комплексов);
- деградация земельных ресурсов;
- диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию;
- недостаточная развитость дорожной сети в области;
- недостаточная развитость сфер деятельности и занятости населения вне сельскохозяйственного производства (малый бизнес, рекреация);
- высокий уровень самозанятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах в ущерб более производительным формам ведения хозяйства;
- более высокий, в сравнении с городом, коэффициент депопуляции населения;
- неразвитость социальной инфраструктуры, снижение доступности для сельского населения профессиональных образовательных услуг, услуг сферы здравоохранения, культуры;
- отсутствие последовательной системы государственной поддержки аграрного производства;
- угроза перехода значительных слоев сельского общества области на образ жизни, характерный для "социального дна".
В качестве позитивных тенденций развития села можно отметить следующие:
- повышение экономической активности сельского населения, что создает предпосылки для его адаптации к рыночным отношениям;
- развитие корпоративных связей, создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;
- продолжение процесса газификации села;
- начавшиеся процессы установления производственно-корпоративных связей между сельскими товаропроизводителями и предприятиями, расположенными в городах области.
Сельская территория представляет собой сложную и единую социально-экономическую систему, поэтому стратегия ее развития не должна ограничиваться рамками лишь производства (сельскохозяйственного или агропромышленного). Аграрная сфера является важнейшим ресурсом жизнеобеспечения (производство продовольствия), жизнедеятельности (условия и качество жизни в сельской местности) и жизнеустройства (степень освоенности территориальной среды обитания). Таким образом, главной стратегической целью развития сельских территорий области является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения региона в качественных продуктах питания и спрос перерабатывающей промышленности на сырье по приемлемым ценам, а также благоприятные условия жизнедеятельности и жизнеустройства как городских, так и самих сельских жителей.
Цели
Цель 7.1. Развитие материально-технической базы сельских товаропроизводителей.
Достижение этой цели возможно путем кооперации сельских товаропроизводителей, сельских товаропроизводителей с промышленными предприятиями городов для производства конкурентоспособной продукции.
Действия:
- разработать и начать реализовывать программу формирования "зон экономического роста", основанных на корпоративном использовании потенциалов сельских территорий, в частности:
- в северных районах (лесные ресурсы, льносеяние, сбор и переработка даров леса, организация производств, основанных на внедрении инновационных технологий обработки древесины и изделий из древесного сырья);
- в южных и юго-восточных районах (черноземные почвы, производство твердых и сильных сортов зерновой продукции, зернофуража и мясо-молочной продукции с организацией ее глубокой переработки и хранения);
- в юго-западных и северо-восточных районах (где существует возможность формирования смешанных финансово-промышленных групп с участием предприятий агропромышленной сферы);
- в городах-спутниках Нижнего Новгорода: Бор, Дзержинск, Балахна, Кстово (где имеются значительные избыточные трудовые ресурсы и возможности их использования в корпоративных объединениях смешанного типа);