1. Оценка текущей ситуации и обоснование необходимости разработки Основных направлений развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области на 2005 - 2007 годы
В последние годы отмечается положительная тенденция развития экономики Нижегородской области. За период с 2001 по 2003 годы объем валового регионального продукта (далее - ВРП) вырос более чем на 35 % и составил в 2003 году около 219,7 млрд. руб. против 160,7 млрд. руб. в 2001 году. Объем ВРП в 2004 году прогнозируется с ростом на 29,9 % по отношению к уровню 2003 года и оценивается в размере 285,3 млрд. руб.
Основным фактором роста ВРП является рост физического объема производства в отраслях реального сектора экономики, сопровождающийся ростом денежных доходов населения. Индекс физического объема продукции промышленности в 2003 году составил 107 % по отношению к уровню 2002 года. Прогнозируемый индекс физического объема 2004 года по сравнению с 2003 годом составляет 106 %.
Наряду с ростом объема производства отмечается рост доходов консолидированного бюджета области. В 2002 году в целом доходы консолидированного бюджета области составили 24 млрд. руб., в 2003 году - 26,3 млрд. руб. (110 % к уровню 2002 года). Исполнение доходов консолидированного бюджета области в 2004 году прогнозируется в объеме 33 млрд. руб. (125% к уровню 2003 года).
Динамика исполнения собственных доходов консолидированного бюджета области (млн. руб.)
Доходы консолидированного бюджета области | 2002 год | 2003 год | Коэфф. роста | Оценка 2004 года | Коэфф. роста |
Налоговые доходы (без фондов), всего | 16 138 | 17 940 | 1,11 | 25 011 | 1,39 |
в том числе: | |||||
Налог на прибыль | 4 849 | 4 402 | 0,91 | 7 782 | 1,77 |
Налог на доходы | 6 274 | 8 228 | 1,31 | 10 679 | 1,3 |
Налог на имущество организаций | 1 969 | 2 232 | 1,13 | 2 407 | 1,08 |
Акцизы на ликеро-водочные изделия | 815 | 1 035 | 1,27 | 1 640 | 1,58 |
Неналоговые доходы консолидированного бюджета области (без фондов) | 922 | 1 694 | 1,84 | 1 960 | 1,16 |
Для сохранения положительной динамики роста доходов и ее дальнейшего развития, а также достижения прогнозного роста ВРП к 2007 году в размере 427,7 млрд. руб. (рост по отношению к 2004 году на 56 %) необходимо выявить факторы позитивного и негативного влияния на формирование собственной доходной базы. Определив степень влияния, следует сконцентрировать усилия Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления на укреплении факторов положительного влияния и на максимальном сглаживании последствий от воздействия факторов негативного характера.
К позитивным факторам следует отнести подъем промышленного производства, что является следствием снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и создания в области благоприятной предпринимательской атмосферы, обусловленной принятием законов, содержащих стимулирующие меры для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности и организаций, наращивающих налогооблагаемую базу.
Особенно отчетливо это проявилось к концу 2003 и в 2004 году. Так, налоговая нагрузка (равна отношению поступлений налогов и сборов к объему произведенной продукции, работ, услуг) на предприятия промышленности снизилась с 12,7 % в 2003 году до 9,5 % в 2004 году.
О положительном влиянии фактора ослабления налоговой нагрузки на реальный сектор экономики свидетельствует рост основных бюджетообразующих показателей: прибыли прибыльных предприятий и фонда оплаты труда. Так, если в 2003 году прибыль прибыльных предприятий составила 21,2 млрд. руб. (101 % к уровню 2002 года), то по оценке 2004 года, этот показатель будет на уровне 30 млрд. руб. (142 % к уровню 2003 года). Фонд оплаты труда составил в 2003 году 62,6 млрд. руб., или 117 % к уровню 2002 года. В 2004 году фонд оплаты труда прогнозируется на уровне 80,5 млрд. руб., или 128,6 % к 2003 году.
Таким образом, становится очевидным, что инфляционная составляющая уже не является единственной, определяющей рост доходов бюджета.
К факторам негативного влияния следует отнести, прежде всего, изменение федерального законодательства в рамках проводимой в последние годы бюджетной и налоговой реформ.
За период с 2002 по 2004 год структура доходов бюджетов субъектов Российской Федерации претерпела в этой связи значительные изменения.
Отменены налоги с хорошей собираемостью и ежемесячным сроком поступления: на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог с продаж. В пользу федерального бюджета перераспределен налог на добавленную стоимость. С 2005 года в федеральный бюджет передается 1,5 пункта региональной ставки налога на прибыль.
Компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялась в основном за счет индексации ставок за использование природных ресурсов и за счет передачи в субъекты Российской Федерации федеральных нормативов отчисления от налогов, собираемость которых проблематична или связана с поквартальными сроками уплаты: земельный налог и арендная плата за землю, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе налогообложения.
В результате на федеральном уровне концентрируются наиболее стабильно собираемые налоги, одновременно в субъекты Российской Федерации переданы дополнительные расходные полномочия, обеспечить которые собственными доходами крайне проблематично.
В качестве фактора отрицательного влияния на доходную базу области необходимо рассматривать также политику вертикально-интегрированных структур, направленную на сокращение непрофильных производств, находящихся в основном в собственности муниципальных образований и представляющих для местных бюджетов значительный производственный и налоговый потенциал. Ликвидация подсобных сельхозпроизводств, производственно-строительных организаций, объектов социально-культурной сферы приведет к еще большей зависимости сельскохозяйственных районов области от областного бюджета, ослабив их собственную доходную базу.
Разграничение государственной собственности на землю также относится к факторам негативного воздействия на доходную часть консолидированного бюджета области. Определенные федеральным законодательством принципы отнесения земель в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований таковы, что большая часть земель на территории Нижегородской области подлежит закреплению в собственности Российской Федерации. Это повлечет за собой невосполнимые потери областного и местных бюджетов вследствие сокращения арендных платежей.
Следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации практически не осталось полномочий, дающих возможность увеличивать доходную базу: взимание налогов строго регламентировано Налоговым кодексом Российской Федерации, полномочия по установлению дополнительных налогов и сборов не предусмотрены налоговым законодательством.
В сложившейся ситуации выходом может служить только целенаправленная и конструктивная политика Правительства Нижегородской области, направленная на мобилизацию и развитие внутренних экономических ресурсов региона.
При наличии объективных предпосылок, сдерживающих рост экономики области, недостаточно высока доля иностранных инвестиций в основной капитал. В 2003 году доля иностранных инвестиций в основной капитал составила 3,6 %.
Отсутствие логистических центров, высокая затратность производства, износ основных фондов на фоне достаточно высокого уровня инфляции уменьшают инвестиционную привлекательность Нижегородской области.
Недостаточно высокими темпами развивается малый бизнес. Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в ВРП в сравнении с западноевропейскими странами остается низким. Инвестиционная активность малых предприятий растет медленно и не отражает их реального инвестиционного потенциала.
При этом практически не расширяется сфера его деятельности: малый бизнес по-прежнему ориентирован, главным образом, на торговлю, общественное питание, в меньшей степени - на бытовое обслуживание населения. Производственный сектор малым бизнесом охвачен в крайне незначительном объеме. В общем объеме реализации промышленной продукции на долю малого бизнеса приходится не более 10 %. Доля занятых на малых предприятиях остается практически неизменной с 2002 года и составляет около 17 % в общей численности работающих. Особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, поэтому значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.
Использование государственной собственности до настоящего времени не дает значительного бюджетного эффекта. Удельный вес доходов от использования собственности в доходах бюджета области составляет не более 7%. Одной из причин низкой отдачи от государственной собственности является отсутствие методологического единства при исчислении арендных платежей за объекты государственной и муниципальной собственности, а также выбытие из арендных отношений наиболее экономически привлекательных объектов.
Для преодоления негативных факторов воздействия на доходную часть консолидированного бюджета области и сохранения тенденции роста доходов необходима реализация Основных направлений развития налогового и неналогового потенциала области.