ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2004 № 292


Об основных направлениях развития налогового и неналогового
потенциала в Нижегородской области на 2005 - 2007 годы



В целях обеспечения роста собственной доходной базы областного бюджета Нижегородской области за счет дальнейшего развития налогового и неналогового потенциала Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005 - 2007 годы (далее - Основные направления).

2. Министерству финансов Нижегородской области в целях подготовки нормативных и методических материалов, связанных с реализацией Основных направлений, создать рабочую группу, включающую представителей заинтересованных министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области, с привлечением по согласованию представителей Законодательного Собрания Нижегородской области и соответствующих органов местного самоуправления.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать основные направления развития налогового и неналогового потенциала в соответствующих муниципальных образованиях.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области В.И. Попова.



Губернатор                                                                Г. М.Ходырев

     

     
     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 23.12.2004 № 292

      
Основные направления развития налогового и неналогового
потенциала в Нижегородской области на 2005 - 2007 годы


1. Оценка текущей ситуации и обоснование необходимости разработки Основных направлений развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области на 2005 - 2007 годы

В последние годы отмечается положительная тенденция развития экономики Нижегородской области. За период с 2001 по 2003 годы  объем  валового регионального продукта (далее - ВРП) вырос более чем на 35 % и составил в 2003 году  около 219,7 млрд. руб. против 160,7 млрд. руб. в 2001 году. Объем ВРП в 2004 году прогнозируется с ростом на 29,9 % по отношению к уровню 2003 года и оценивается в размере 285,3 млрд. руб.

Основным фактором роста ВРП является рост физического объема производства в отраслях реального сектора экономики, сопровождающийся ростом денежных доходов населения. Индекс физического объема продукции промышленности в 2003 году составил 107 % по отношению к уровню 2002 года. Прогнозируемый индекс физического объема 2004 года по сравнению с 2003 годом составляет 106 %.

Наряду с ростом объема производства отмечается рост доходов консолидированного бюджета области. В 2002 году в целом доходы консолидированного бюджета области составили 24 млрд. руб., в 2003 году - 26,3 млрд. руб. (110 % к уровню 2002 года). Исполнение доходов консолидированного бюджета области в 2004 году прогнозируется в объеме 33 млрд. руб. (125% к уровню 2003 года).

Динамика исполнения  собственных  доходов консолидированного бюджета области (млн. руб.)

     

Доходы консолидированного бюджета области

2002 год

2003 год

Коэфф. роста

Оценка 2004 года

Коэфф. роста

Налоговые доходы (без фондов), всего

16 138

17 940

1,11

25 011

1,39

в том числе:

Налог на прибыль

4 849

4 402

0,91

7 782

1,77

Налог на доходы
физических лиц

6 274

8 228

1,31

10 679

1,3

Налог на имущество организаций

1 969

2 232

1,13

2 407

1,08

Акцизы на ликеро-водочные изделия

815

1 035

1,27

1 640

1,58

Неналоговые доходы консолидированного бюджета области  (без фондов)

922

1 694

1,84

1 960

1,16


Для сохранения положительной динамики роста доходов и ее  дальнейшего развития, а также достижения прогнозного роста ВРП к 2007 году в размере 427,7 млрд. руб. (рост по отношению к 2004 году на 56 %) необходимо выявить факторы позитивного и негативного влияния на  формирование собственной доходной базы. Определив степень влияния, следует сконцентрировать усилия Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления  на укреплении факторов положительного влияния и на максимальном сглаживании последствий от воздействия факторов негативного характера.

К позитивным факторам следует отнести подъем промышленного производства, что является следствием снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и создания в области благоприятной предпринимательской атмосферы, обусловленной принятием законов, содержащих стимулирующие меры для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности и организаций, наращивающих налогооблагаемую базу.

Особенно отчетливо это проявилось к концу 2003 и в 2004 году. Так, налоговая нагрузка (равна отношению поступлений налогов и сборов к  объему произведенной продукции, работ, услуг) на предприятия промышленности  снизилась с 12,7 % в 2003 году до 9,5 % в 2004 году.

О положительном влиянии фактора ослабления налоговой нагрузки на реальный сектор экономики свидетельствует рост основных  бюджетообразующих показателей: прибыли прибыльных предприятий и  фонда оплаты труда.  Так, если в 2003 году  прибыль прибыльных предприятий составила 21,2 млрд. руб. (101 % к уровню 2002 года), то  по оценке 2004 года, этот показатель будет на уровне 30 млрд. руб. (142 % к уровню 2003 года). Фонд оплаты труда составил в 2003 году 62,6 млрд. руб., или 117 % к уровню 2002 года. В 2004 году фонд оплаты труда прогнозируется на уровне 80,5 млрд. руб., или 128,6 % к 2003 году.

Таким образом, становится очевидным, что инфляционная составляющая уже не является  единственной,  определяющей рост доходов бюджета.

К факторам негативного влияния следует отнести, прежде всего, изменение федерального законодательства в рамках проводимой в последние годы бюджетной и налоговой реформ.

За период с 2002 по 2004 год структура доходов бюджетов субъектов Российской Федерации претерпела  в этой связи значительные изменения.

Отменены налоги с хорошей собираемостью и ежемесячным сроком поступления: на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог с продаж. В пользу федерального бюджета  перераспределен налог на добавленную стоимость. С 2005 года в федеральный бюджет передается 1,5 пункта региональной ставки налога на прибыль.

Компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялась в основном за счет индексации ставок за использование природных ресурсов и за счет передачи в субъекты Российской Федерации федеральных нормативов отчисления от налогов, собираемость которых проблематична или связана с поквартальными сроками уплаты: земельный налог и арендная плата за землю, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе налогообложения.

В результате на федеральном уровне концентрируются наиболее стабильно собираемые налоги, одновременно в субъекты Российской Федерации переданы дополнительные расходные полномочия, обеспечить которые собственными доходами крайне проблематично.

В качестве фактора отрицательного влияния на доходную базу области необходимо рассматривать также политику вертикально-интегрированных структур, направленную на сокращение непрофильных производств, находящихся в основном в собственности муниципальных образований и представляющих для местных бюджетов значительный производственный и налоговый потенциал. Ликвидация подсобных сельхозпроизводств, производственно-строительных организаций, объектов социально-культурной сферы приведет к еще большей зависимости сельскохозяйственных районов области от областного бюджета, ослабив их собственную доходную базу.

Разграничение государственной собственности на землю также относится к факторам негативного воздействия на доходную часть консолидированного бюджета области. Определенные федеральным законодательством принципы отнесения земель в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований таковы, что большая часть земель на территории Нижегородской области подлежит закреплению в собственности Российской Федерации. Это повлечет за собой невосполнимые потери областного и местных бюджетов вследствие сокращения арендных платежей.

Следует отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации практически не осталось полномочий, дающих возможность увеличивать доходную базу:  взимание налогов строго регламентировано Налоговым кодексом Российской Федерации, полномочия по установлению дополнительных налогов и сборов не предусмотрены налоговым законодательством.  

В сложившейся ситуации выходом может служить только целенаправленная и конструктивная политика Правительства Нижегородской области, направленная на мобилизацию и развитие внутренних экономических ресурсов региона.

При наличии объективных предпосылок, сдерживающих рост экономики области, недостаточно высока доля иностранных инвестиций в основной капитал. В 2003 году доля иностранных инвестиций в основной капитал составила 3,6 %.

Отсутствие логистических центров, высокая затратность производства, износ основных фондов на фоне достаточно высокого уровня инфляции уменьшают инвестиционную привлекательность Нижегородской области.

Недостаточно высокими темпами развивается малый бизнес. Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в ВРП в сравнении с западноевропейскими странами остается низким. Инвестиционная активность малых предприятий растет медленно и не отражает их реального инвестиционного потенциала.

При этом практически не расширяется сфера его деятельности: малый бизнес по-прежнему ориентирован, главным образом, на торговлю, общественное питание, в меньшей степени - на бытовое обслуживание населения. Производственный сектор малым бизнесом охвачен в крайне незначительном объеме. В общем объеме реализации промышленной продукции на долю малого бизнеса приходится не более 10 %. Доля занятых на малых предприятиях остается практически неизменной с 2002 года и составляет около 17 % в общей численности работающих. Особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора, поэтому значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач.

Использование государственной собственности до настоящего времени не дает значительного бюджетного эффекта. Удельный вес доходов от использования собственности в доходах бюджета области составляет не более 7%. Одной из причин низкой отдачи от государственной собственности является отсутствие методологического единства при исчислении арендных платежей за объекты государственной и муниципальной собственности, а также выбытие из арендных отношений наиболее экономически привлекательных объектов.

Для преодоления негативных факторов воздействия на доходную часть консолидированного бюджета области и сохранения тенденции роста доходов необходима реализация Основных направлений развития налогового и неналогового потенциала области.

2. Основные направления развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области

2.1. Повышение эффективности использования административного ресурса

Для решения данной задачи необходимо:

- обеспечение 100-процентной собираемости налогов при максимальной прозрачности налоговых расчетов и их достоверности, обмен информацией между заинтересованными структурами для качественного прогнозирования доходов;

- обеспечение всеобъемлющего мониторинга финансовых и экономических показателей крупных и средних предприятий области с целью определения причин изменения налогооблагаемой базы, выявления предпосылок к умышленному банкротству и своевременного принятия мер к его недопущению;

- усиление координации правоохранительных, административных и иных органов, отвечающих за экономическую безопасность области;

- внесение законодательных инициатив, направленных на оптимизацию налоговой системы, легализацию доходов физических лиц, изменение сроков уплаты налогов, представление детальной информации о формировании налоговой базы;

- усиление взаимодействия с федеральными органами государственной власти, направленного на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения финансирования федеральных программ;

- изыскание новых форм стимулирования органов местного самоуправления, принимающих действенные меры по укреплению собственной доходной базы.

     2.2. Развитие налоговой базы, стимулирование хозяйствующих субъектов

Несмотря на то, что полномочия субъектов Российской Федерации в сфере регулирования налогового и бюджетного законодательства весьма ограничены, оставшиеся из них должны быть максимально и эффективно задействованы. Прежде всего, это касается полномочий в области предоставления налоговых льгот. Механизм льготирования должен быть не только прозрачным и гибким, но и обеспечивать паритетные интересы хозяйствующих субъектов и бюджета области.

Решение данной задачи должно быть обеспечено за счет:

- развития и совершенствования уже существующих форм стимулирования организаций, предусмотренных действующим законодательством Нижегородской области и обеспечивающих льготный режим налогообложения субъектам инвестиционной и инновационной деятельности, а также организациям, достигшим прироста налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

- распространения льгот по налогу на имущество на организации, обеспечившие прирост и обновление производственного парка;

- обеспечения компенсации процентной ставки при привлечении банковского кредита организациям приоритетных отраслей экономики.

2.3. Интенсивное интегрирование малого бизнеса в экономические процессы области

Необходимо создать условия для расширения спектра деятельности субъектов малого бизнеса, для постепенного укрупнения малых производств до уровня равной конкуренции на промышленном рынке, ставя при этом цель доведения к 2007 году объемов производства продукции малого предпринимательства до уровня 30 % и уровня числа занятых в малом бизнесе - до уровня не менее 30 % от общей численности занятых в производстве.

Решение данной задачи невозможно без дальнейшего развития  благоприятных экономических предпосылок, стимулирующих мотивацию хозяйствующих субъектов легализовать и расширять свой бизнес. К таким предпосылкам, прежде всего, относятся:

- компенсация за счет бюджетных средств процентных ставок банковских кредитов для малых предприятий;

- передача предпринимательским структурам в лизинг производственного оборудования;

- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- информационная обеспеченность субъектов малого бизнеса.

В этом направлении необходимо содействие государства во внедрении малого бизнеса в систему государственных и муниципальных заказов.

Для обеспечения  стабильности функционирования в рыночных условиях субъектов малого бизнеса необходимо создание на длительную перспективу гарантийного фонда. Наличие такого резерва позволит малому бизнесу через увеличение инвестиционных потоков активнее изыскивать возможности своей реализации в различных сегментах экономики.

2.4. Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью

При решении этой задачи следует исходить из того, что каждый уровень власти должен иметь только то имущество, которое необходимо ему для исполнения закрепленных полномочий. Необходимо конкретизировать и обобщить полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления для дальнейшего регулирования процесса управления собственностью.

При существующей тенденции сокращения объектов нежилого фонда государственной и муниципальной собственности необходимо определить критерии эффективности его использования и, строго следуя им, принимать решения о целесообразности нахождения имущества в составе государственной и муниципальной собственности.

Принцип строгого соответствия количественного и качественного состава государственных и муниципальных предприятий функциям органов государственной власти области и органов местного самоуправления должен быть основополагающим в сфере регулирования деятельности предприятий.

Одним из важнейших факторов, определяющих инвестиционный климат области, является создание и полноценное функционирования рынка земли. Упорядочение и регулирование органами государственной власти области и органами местного самоуправления процессов на рынке земли служит залогом эффективного управления государственной и муниципальной собственностью.

2.5. Жилищное строительство через развитие ипотечного кредитования

Жилищное строительство - один из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики, что обусловлено растущей потребностью населения в улучшении жилищных условий.

Способствовать его развитию означает расширять и укреплять инфраструктуру области, развивать сферу обслуживания и создавать в этой связи новые рабочие места. В качестве другого аспекта развития жилищного строительства следует рассматривать увеличение количества собственников жилья, что является предпосылкой к увеличению доходов бюджета от налога на имущество физических лиц.

В период с 2005 по 2007 год предполагается ввести в эксплуатацию 2200 кв.м. жилой площади с объемом финансирования 30,2 млрд. руб. При этом средства граждан должны покрывать около 60 % потребности в финансировании, в том числе около 2,5 млрд. рублей через программу ипотечного кредитования.

В рыночных условиях при недостаточности бюджетных средств ипотечное кредитование становится главным источником средств населения, направляемых на жилищное строительство. Таким образом, развитие ипотеки является основным условием развития жилищного строительства. В этой связи становится очевидной необходимость стимулирующих мер со стороны государства, способствующих активизации ипотечного кредитования. В качестве одной из главных мер следует рассматривать компенсацию населению части банковской процентной ставки за предоставленный кредит, субсидирование отдельных социальных категорий населения, увеличение бюджетного финансирования программы ипотечного кредитования в прогнозируемом периоде.

          

2.6. Развитие экономики области с использованием механизмов страхования.

Исходя из того, что страхование является важным и перспективным средством, обеспечивающим стабильность развития экономики области, необходимо акцентировать внимание на расширении спектра страховых услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»