Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.
За последние два года на территории области произошло 162 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в которых погибло 85, а пострадало свыше 2000 человек.
Особенность территории Нижегородской области, обусловленная разнообразием природно-климатических и геологических условий, значительным промышленным потенциалом, сложной транспортной инфраструктурой, наличием большого количества источников повышенной опасности, предъявляет особые требования к организации системы комплексной безопасности.
В области 281 потенциально опасный объект, в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50 процентов населения. Ввиду наличия развитой нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности наибольшую потенциальную опасность представляют аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения АХОВ составляет 5,2 тыс. кв. метров, что соответствует 3,6 процентам территории области. Существенную угрозу представляют аварии на трубопроводах, протяженность которых составляет более 10 тыс. километров. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. метров (1,3 процента территории области).
Промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и организациями эксплуатируются 1882 гидро-технических сооружений (далее - ГТС) суммарной емкостью 2430 млн. куб. метров, общей площадью 3 тыс. кв. метров. Из них 86 находятся в потенциально опасном состоянии. В случае их прорыва возможно затопление площади в 2,7 тыс. кв. метров, что соответствует 1,9 процентам территории области.
По расчетам международных экспертов и ученых РАН затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Проблема не может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от ЧС. Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Нижегородской области носит характер первостепенной важности, и её решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности Нижегородской области и страны в целом.
Современное состояние территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Нижегородской области не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.