Недействующий

Об утверждении Концепции электронного правительства Нижегородской области

   5. Состояние проблемы

В настоящее время в Нижегородской области созданы определенные условия, способствующие созданию и развитию электронного правительства. В том числе:

- постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2003 г. № 351 "О внедрении информационно-коммуникационных технологий в Нижегородской области" развитие информатизации и внедрение технологий электронного правительства признается приоритетным направлением работы Правительства Нижегородской области;

- в Органах власти уже реализован ряд ИКТ-проектов в русле задач электронного правительства, ряд таких ИКТ-проектов находятся в стадии реализации или технической разработки и концептуально разработано несколько ИКТ-проектов по созданию элементов электронного правительства (ниже более подробно будут представлены некоторые из этих проектов).

Однако результаты анализа существующего в настоящее время уровня информационно-технологического обеспечения Органов власти и процесса их взаимодействия с организациями и гражданами позволяют выделить ряд ключевых проблем в этой сфере.

1) Нормативно-правовая база по применению ИКТ для решения управленческих задач и обеспечению доступа граждан к информации Органов власти не покрывает сложившегося многообразия отношений между участниками деятельности и не соответствует международной практике в части оказания государственных услуг.

В частности:

- отсутствует областной закон, регулирующий вопросы информатизации Нижегородской области;

- слабо развита база нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы информационной открытости Органов власти (в настоящее время существуют лишь отдельные положения областных законов и регламентов, регулирующие вопросы публикации правовой информации, а также регламент размещения информации на официальном сайте Нижегородской области).

2) Существующий уровень развития ИКТ в Нижегородской области ограничивает широкое использование электронного правительства:

- отсутствует защищенная корпоративная сеть передачи данных, обеспечивающая взаимодействие и информационный обмен Органов власти (в результате, до 95 процентов информационных ресурсов отдельных органов власти, подготовленных и сохраняемых в электронных форматах, оказываются не доступными для других органов власти);

- существуют диспропорции программно-технической оснащенности Органов власти, оснащенность многих органов не достигает необходимого для широкого использования современных информационных технологий уровня;

- процесс интеграции ведомственных информационных ресурсов идет медленно, большинство органов власти и управления используют собственные БД и оперативный межведомственный обмен БД затруднен из-за несовпадения их форматов;

- несмотря на то, что реализуемый в настоящее время проект СЭДД обеспечит определенное количество автоматизированных рабочих мест по документообороту в каждом из Органов власти, эффективность функционирования системы электронного документооборота будет находиться в прямой зависимости от того, насколько каждый из Органов власти будет оперативно работать над автоматизацией всех своих рабочих мест;

- отсутствуют единые стандарты на цифровые сертификаты ключей ЭЦП на базе отечественных криптографических алгоритмов, утвержденные требования и инфраструктура удостоверяющих центров;

- невысокий уровень компьютеризации в Нижегородской области в целом (менее пяти процентов населения имеют домашние компьютеры, Интернетом пользуются около 20% населения);

- значительное цифровое неравенство территорий области, высокая степень дифференциации населения по возможностям доступа к Интернет и мотивации его использования. Так, низкоресурсное население (жители сельской местности, малообеспеченные, люди с ограниченными возможностями, неработающие, низкооплачиваемые работники, граждане с низким уровнем образования и т.д.) ограничено в возможностях пользоваться Интернет-ресурсами. Немаловажными причинами цифрового неравенства являются состояние и стоимость телекоммуникационной инфраструктуры (дорогие услуги связи и плохие телефонные линии, низкий уровень телефонизации отдельных территорий), высокая стоимость услуг интернет-провайдеров.

3) Существующая в настоящее время модель управления процессами внедрения ИКТ в деятельность Органов власти малоэффективна для решения задач создания и развития электронного правительства:

- в структуре Органов власти отсутствует специализированное подразделение (должностное лицо), имеющее достаточно полномочий для решения комплексной межведомственной задачи внедрения ИКТ в деятельность Органов власти;

- существующее разграничение полномочий, роли и ответственности структур, участвующих в управлении процессом внедрения ИКТ в деятельность Органов власти, не отвечает в полной мере задачам создания электронного правительства;

- принятая в 1996 году программа информатизации органов управления к настоящему времени морально устарела и финансирование по ней отсутствует;

- не определены областные приоритеты реализации ИКТ-проектов, отсутствует стратегия развития ИКТ в Нижегородской области;

- осуществляемые в различных Органах власти ИКТ-проекты разрозненны, и с целевой точки зрения процесс внедрения ИКТ имеет фрагментарный характер, что приводит к распылению бюджетных средств и низкой отдаче для Органов власти в целом;

- отсутствует необходимая методическая база для проведения оценки эффективности ИКТ-проектов;

- отсутствуют минимальные типовые квалификационные требования в области использования современных ИКТ в деятельности госслужащих;

- отсутствует организационная система повышения мотивации использования сотрудниками Органов власти в своей деятельности современных информационных технологий.

4) Кадровое обеспечение и квалификация государственных служащих в области ИКТ в целом являются недостаточными для обеспечения процесса создания, поддержки и использования электронного правительства:

- в настоящее время количественный и профессиональный состав сотрудников Органов власти, занимающихся вопросами внедрения ИКТ в различных Органах власти, достаточен для поддержки имеющегося уровня развития ИКТ, а также решения новых задач невысокой степени сложности, но не может обеспечить весь комплекс задач создания электронного правительства;

- существуют значительные диспропорции в уровне компьютерной грамотности сотрудников различных структур Органов власти, в некоторых структурах он находится на низком уровне;

- невысокий уровень мотивации сотрудников Органов власти в освоении современных ИКТ.