Нижегородская область - одна из крупнейших в России, имеет в своем составе 52 самостоятельных административно-территориальных образования с существенно различающимися природно-климатическими условиями и производственной специализацией (промышленность, сельское хозяйство).
В области сформирована система государственного регулирования социально-экономического развития территорий с использованием программно-целевого планирования и системы взаимодействия исполнительных органов власти области с органами местного самоуправления. Главная цель - создание условий для нормализации социально-экономической обстановки и повышения уровня и качества жизни населения через объединение усилий органов власти области и органов местного самоуправления.
Важным элементом указанной системы является система оперативного информирования (СОИ), которая включает мониторинг основных показателей - индикаторов социально-экономического развития территорий, оценку состояния территорий через комплексный интегральный показатель, по значению которого производится ранжирование территорий, в том числе в рамках групп территорий*, и выполняет роль основного элемента "обратной связи" в системе управления социально-экономическим развитием территорий.
В основе системы 2 вида оценки социально-экономического развития территорий:
- комплексная оценка уровня социально-экономического развития территорий на основе оперативной информации по основным социально-экономическим показателям (индикаторам), включающая:
- расчет интегрального показателя оценки социально-экономического развития территорий с применением весовых коэффициентов значимости базовых показателей;
- сравнение интегрального показателя территории со среднеобластными значениями и отнесение территории к одному из четырех уровней оценки** - высокий, средний, низкий и крайне низкий;
- сравнение интегрального показателя со среднегрупповыми значениями и оценка по трем уровням - выше среднего, среднее и ниже среднего (в группе);
- рейтинговая оценка развития территорий области по 3 основным группам показателей (экономические, финансовые и социальные).
Комплексная оценка уровня социально-экономического развития, как инструмент диагностики, используется при сравнительном анализе территорий области за отчетный и ретроспективный периоды, а также при разработке прогнозов социально-экономического развития. На основе анализа ее результатов оценивается эффективность мер, предпринимаемых руководящими органами муниципальных образований по реализации социально-экономической политики и определяются основные проблемы территориального развития.
Анализ изменения оценки в отчетном периоде в сравнении с предыдущим периодом позволяет выявлять как положительный опыт, эффективность решения проблем, так и упущения по конкретным направлениям.
Кроме того, система инициирует определенную соревновательность между администрациями городов и районов и стимулирует использование положительного опыта, формирующегося на тех или иных территориях.
Методологическое сопровождение и выпуск информационных сборников СОИ осуществляет департамент прогнозирования и программного планирования министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.
*- 5 групп: промышленные районы, смешанные районы, центральные сельскохозяйственные районы, южные сельскохозяйственные районы, северные сельскохозяйственные районы
** соответствует наименованиям уровней оценки регионов России в системе рейтинговой оценки, осуществляемой Министерством экономического развития и торговли РФ.